|
|
Ольга Игнатюк
03.10.2012
«Мистраль», О. КучкинаАлександр Мезенцев сам выбрал эту пьесу, пожелав сыграть Винсента Ван Гога. Сходство с великим художником удивительное – особенно, если взглянуть на его «Автопортрет, посвященный Гогену» 1888 года. Как раз об этом, последнем, периоде его творчества и написана пьеса – тогда Ван Гог жил и писал в Арле, продуваемом средиземноморским ветром мистралем. Жил одиноко, мечтая создать на этом чудесном южном побережье братство художников. На его призыв откликнулся Гоген, и вместе они прожили здесь несколько месяцев, рисуя свои картины.Это спектакль о вечном одиночестве художника («Холст – моя единственная дорога. Дорога одиноких людей»). Даже прибытие в Арль Гогена не избавляет Ван Гога от дисгармонии с окружающим миром. Оба они сбежали сюда из суетного Парижа, – но у них разные жизни, как и пути в искусстве. И разная жизнь духа, усугубляющая одиночество и обособленность каждого. Эти двое явлены нам как романтик и прагматик. Ироничный сангвиник, поборник порядка и щеголь Гоген (Андрей Болсунов) видит Арль, вдохновивший Ван Гога, совершенно иначе. Он иначе строит свой день, иначе тратит деньги и варит суп, иначе смотрит на женщин и на пейзажи, и коричневое дерево, восторгающее друга, видится ему именно красным. Оба много говорят, превращая свои беседы в напряженную корриду. И очень скоро радость первой встречи сменяется ожесточением взаимного неприятия. Пренебрегнув пейзажами Арля, Гоген уже мечтает о Таити. Ван Гог бросается на него с бритвой, а потом отрезает ухо себе самому, представ перед нами страдающим и непонятым, как на своем знаменитом «Автопортрете с перевязанным ухом»… Ван Гог – Мезенцев, конечно же, безумец. Личность экстатического склада, охваченная лихорадочной творческой страстью, человек с сумасшедшим взглядом, воспаленным сознанием и воспаленной фантазией. Его съедает внутренний жар, он жертва собственного сгорания. Неистовый, болезненный, надломленный и пьющий, он называет свое бытие «качанием между смертью и бессмертием». Его последнее признание: «Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка». Он бредит красками и нереальными сгущенными тонами – в которых он запечатлеет окружающий пейзаж. Бредит фантастическим сочетанием красного с зеленым. «Я должен добиться высшей желтой ноты!» И мы вспомним желтый знаменитый «Стул Ван Гога», «Красные виноградники в Арле» и мадам Рулен в зеленом, сидящую на красном фоне. И вновь поверим, что гармония, которой лишена реальная жизнь, существует на холсте. Постановка С. Яшина. Художник Н. Яшина. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|