Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Марина Гаевская
14.09.2012

«Царство отца и сына»

Знатокам русской истории и ценителям отечественной литературы лучше взять с полки книгу или отправиться в Малый. В спектакле же Театра им. Моссовета уместились сразу две части из масштабной трилогии А.К. Толстого, посвященной эпохе царствования Ивана Грозного и периоду правления царя Федора Иоанновича. Вполне закономерно, что нюансов и полутонов здесь ожидать не стоит, поскольку избранный принцип черно-белой гаммы твердо соблюдается во всем: от сценографии до характеров. Все действие разворачивается в рамках белого круга на фоне черных стен, а также проплывающих на заднике мрачных облаков или кроваво-красных лучей света, время от времени использующихся для сгущения атмосферы. В первом действии все костюмы черные, во втором – белые. В том же порядке меняют цвет шапка Мономаха и царский воротник, в периоды междуцарствия болтающиеся на незамысловатой металлической вешалке. Бояре одеты в длинные кафтаны-плащи или одинаковые косоворотки и штаны, заправленные в сапоги. Все рассаживаются на принесенных с собой складных табуретах, заседание Думы больше походит на пролетарскую сходку или кухонную разборку, переходящую в дворовую драку, а главные герои четко подразделяются на плохих и хороших.
В первой части, названной «Отец», солирует Иоанн IV (Александр Яцко) – агрессивно-простоватый хам, нагло показывающий язык боярину или грубо лупящий посла, а перед смертью как-то не очень убедительно кающийся, общим списком поминая всех убиенных. Вторая часть, «Сын», отдана Федору (Виктор Сухоруков), волею рока оказавшемуся не на своем месте, не столько блаженному, сколько блажному, непредсказуемо капризному и измученно-жалкому. Неслучайно и Ирина (Екатерина Гусева) рядом с ним больше похожа на сестру милосердия или хлопотливую няню, заботливо оберегающую больного, неразумного дитятю. Лишь Годунов (Валерий Яременко) отчасти меняет краски, превращаясь из подобострастного службиста во властно-хитрого деспота. При этом он с картой в руках ратует за Россию и примеряет шапку Мономаха, словно памятуя о последней части трилогии. Но, даже рядясь в белое, Годунов в спектакле не вырывается из «клана черных». Так что принцип простой и понятной черно-белой истории сохраняется до финала.
Постановка и сценография Ю. Еремина. Художник по костюмам В. Севрюкова.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005