Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Владимир Котыхов
26.04.2012

«РУБИНЫ», И. Стравинский

«Сначала выступает пот, потом много пота. А затем приходит красота. Да и то, если тебе повезло и Бог услышал твои молитвы», – любил повторять великий хореограф нашего времени Джордж Баланчин. Баланчину везло, и среди его огромного наследия (около ста пятидесяти балетов) немало таких, что и сегодня не потеряли своей драгоценной красоты. «Рубины» из их числа.
Легенда гласит, что однажды в Нью­-Йорке Джордж Баланчин зашел в бутик прославленного ювелирного дома Van Cleef & Arpels на Пятой авеню, где был ослеплен блеском камней и изысканных украшений. «Разумеется, я всегда любил драгоценности, все же восточный человек, родом из Грузии», – вспоминал впоследствии Баланчин. Но ослепление – не самое важное, пришло вдохновение, желание создать балет о драгоценных камнях.
И в 1967 году появляется балет «Драгоценности», состоящий из трех частей: «Изумруды», «Рубины» и «Бриллианты». Этот балетный триптих быстро становится бестселлером, пользующимся огромной популярностью как в США, так и в Европе.
Но «у советских собственная гордость», поэтому на Баланчина смотрели в СССР строго, шел он по разряду чуждых стране балетмейстеров. Поскольку родился Джордж Баланчин (настоящее имя и фамилия Георгий Мелитонович Баланчивадзе) в Петербурге, закончил Петроградское театральное училище, в 1923-­24 гг. один из организаторов и участников Молодого балета Петрограда, а потом уехал на гастроли и… не вернулся. Советская родина такое не прощает. И появилась у Баланчина другая родина – Соединенные Штаты Америки, где с 1933 года и до самой смерти он ставит для возглавляемой им труппы «Нью-­Йорк сити балле» балетные спектакли, иногда по два сразу.
Баланчин подарил Америке классический балет, став национальной гордостью США и самым американским из американских хореографов. Он создал новый тип бессюжетного балетного спектакля, содержание которого – танцевальный образ, вырастающий из образности музыкальной, но не подчиненный ей.
В России последние лет двадцать творчество Баланчина – обязательная программа для академических балетных коллективов.
При обращении к его наследию не все складывается успешно. Это труднейшая задача понять и передать хореографию Баланчина. Большой театр уже имеет в репертуаре балеты мастера, и вот очередная премьера. Здесь поражают огранкой своего балетного мастерства молодые звезды Большого – Наталья Осипова, Екатерина Крысанова, Екатерина Шипулина, Анастасия Яценко, Вячеслав Лопатин, Андрей Меркурьев. Они танцуют броско, ярко, энергично, смело, в стиле сегодняшнего дня. Хотя, может быть, несколько холодновато, отстраненно. Возможно, потому, что не все мы имеем возможность быть с драгоценностями накоротке. Больше восхищаемся ими со стороны, глядя, как они недоступно поблескивают в витринах ювелирных магазинов. Но как только они становятся нашими, тут и начинаются игра, свет, жар. Так что стоит постараться и сделать «Рубины» своими, придать им горячего сияния и алого блеска.
Хореография Дж. Баланчина (1967). Постановка С. Дженнингс. Художник по костюмам Б. Каринска. Дирижер-­постановщик И. Дронов.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005