|
|
Ольга Игнатюк
30.06.2008
"ЦАРЬ ЭДИП", СофоклПоставив «Царя Эдипа», Валерий Белякович заинтриговал всех масштабом выбранной трагедии. К тому же «Эдип» оказался почти забытым вариантом «чистого прочтения», не замусоренного и не искажённого никакими посторонними привнесениями. С классической чистотой и чёткостью разворачивается этот сюжет о несчастном правителе Фив, ставшем жертвой родового проклятия и рокового начертания судьбы. А тема рока здесь интерпретируется как универсальная схема, на которой зиждятся мир и жизнь человека. «Кто в жизни счастия достиг? Над кем не властвует судьба? Во всём есть рока глас и промысел богов!» И мы вновь проходим все ступени загадочной и вечной Эдиповой судьбы. Неся в себе грехи предков, он осуществляет предсказание рока: сам не ведая того, убивает своего отца Лая, женится на своей матери Иокасте, а потом, будучи уже правителем Фив, становится на путь поиска убийцы Лая, поскольку ему предречено, что лишь наказание этого убийцы избавит город от бедствий. Перед нами разворачивается исступлённое следствие, проведённое в стилистике местной сцены, когда путь человека превращается в неистовую горячечную гонку событий, предпосылок и следствий, со всё возрастающим напряжением его мыслей и чувств и всё более драматичными пейзажами, открывающимися его взору. Все участники действия – Иокаста, Креонт, Тиресий, вестники Коринфа, старый пастух – охвачены энергией и страстью этого расследования, являя собой общий сгусток энергии, называемый в античности «хором», и по сути выполняя его функции. Вступив на путь расследования собственной жизни, ставший путём саморазоблачения, Эдип – Евгений Бакалов разматывает клубок истины со страстью неистового поборника чести. И движется к своему трагическому прозренью с исступлением безумца, коего уже ничто не остановит. Играя всё более резкими и крупными мазками, он строит роль на неистовых энергетических выбросах, сливающихся в некое самосожжение. И шаг за шагом перед нами разворачивается личность романтическая и брутальная, совершающая безоглядный вызов судьбе. Когда в финале он выходит к нам уже ослеплённый, познавший истину и заплативший по всем счетам, мы верим его безумным действиям. Ведь постулаты, которые он излагает в своём жизненном сюжете, так очевидны: человек должен всегда оставаться человеком – даже если выпали тяжкие испытания. Надо уметь пройти через них по-человечески. Сумей понять, что «во всём есть рока глас и промысел богов». Тогда, возможно, ты окажешься в гармонии с мирозданием. Постановка и сценография В. Беляковича.
См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|