Театр им. Вл. Маяковского
И.А. Гончаров
«Обломов»
Отправляясь на премьерный спектакль «Обломов», стоит забыть о привычных сентенциях из школьной программы: обломовщине, как русском первородном грехе, и тому подобном. Постановка Миндаугаса Карбаускиса избегает однозначности и любых законченных формулировок. Сегодня, когда о прокрастинации написаны статьи на всех языках мира, очевидно, что характер Обломова не знает географических границ.
Режиссер создал компактную инсценировку романа, оставив за скобками даже Штольца. Его вакантное место в спектакле занимает деятельная Ольга Ильинская (Анастасия Мишина). Закономерно, что главной темой получившейся редакции романа становится встреча с любовью, перевернувшей привычную жизнь Ильи Ильича.
Вынесенная на большую сцену, камерная история обретает в спектакле другую оптику – словно он весь сыгран на крупных планах: подробно, тонко, разнообразно. Утопающий в огромном халате Обломов (Виталий Ковалев) здесь – шутливая пародия на русского Гамлета, а может и буддист, проповедующий философский принцип недеяния. Изо дня в день этот мечтатель совершает привычные ритуалы: придумывает поводы для пререканий с желчным Захаром (неузнаваемый Анатолий Лобоцкий), пытается заставить себя написать письмо старосте, рассеяно слушает докучливых визитёров (всех их играет Илья Никулин).
Внезапно ворвавшееся в его жизнь смятение от встречи с Ольгой сложно назвать даром небес. Свидания с импульсивной девицей мы видим скорее с глазами Обломова, для которого сильная натура Ильинской – неукротимая стихия, от которой хочется сбежать. В такой трактовке освобождение от внезапно свалившегося на закоренелого холостяка чувства вызывает вздох облегчения не только у героя, но и у зрителей.
Финал спектакля обнадеживающее оптимистичен: новая квартира, в которую переезжает
Обломов, как две капли воды похожа на прежнюю (остроумный ход художника Сергея Бархина), новая возлюбленная – сияющая мягкостью и покоем Агафья Матвеевна (Ольга Ергина) – полная противоположность суетной Ольги. Разве что странная колыбельная Захара напоминает о грядущей трагической развязке, только кто ее расслышит, проваливаясь в очередной сон.
Постановка: М. Карбаускис. Сценография: С. Бархин. Костюмы: М. Данилова