Действие этого спектакля разворачивается не где-нибудь, а на узком пространстве театрального балкона. Вот шаткая березовая беседка и легкая калитка, вот диковинный сад из павлиньих перьев, что таинственно мерцают и переливаются всеми цветами радуги, как только попадают в неяркий пучок света. А впереди, за перилами – обрыв, огромная зияющая чернота зрительного зала. Она словно бездна, вплотную подступившая к крохотному клочку обетованной земли. В этот таинственный манящий мрак и срывается магистр Коврин…
В основе спектакля Камы Гинкаса «Черный монах» одноименный рассказ Чехова, который режиссер не стал подвергать обычной инсценировке, а предложил артистам «подать» его почти целиком, поделив текст на четырех исполнителей – Сергея Маковецкого (Коврин), Владимира Кашпура (Песоцкий), Юлию Свежакову (Таня Песоцкая) и Игоря Ясуловича (Черный монах). Таким образом, авторское слово на сцене сохранило свою первозданность, а режиссерская концепция спектакля и отменные актерские работы объемно, глубоко, сильно и зримо выразили чеховскую мысль о бренности человеческого бытия. О невозможности гармонии и неизбежном разочаровании в жизни, которая одновременно призрачна и реальна, словно черный монах, странствующий по миру из тысячелетия в тысячелетие.
…И вот уже над темной бездной царит печальное запустение: нет обитателей цветущей усадьбы, вырван и растоптан удивительный сад, наглухо заколочена грубыми досками летняя беседка, теперь похожая на гроб. Но, чу… Старые доски скрипнули, и Черный монах, выбравшись наружу, с ехидной улыбкой, ловко исчез в глубине бесконечного пространства…
Режиссер К. Гинкас. Художник С. Бархин.
Жанна Филатова