Революции бывают разные – буржуазные, социалистические, бархатные, оранжевые... Но случаются и иные, балетные. Одна из подобных революций произошла сорок лет назад, и не где-нибудь, а в самом сердце Советского Союза, в Москве, в двух шагах от Кремля, на сцене Большого театра, где состоялась премьера балета Юрия Григоровича на музыку Арама Хачатуряна «Спартак».
Сказать, что спектакль имел оглушительный успех, не сказать ничего. «Спартак» Григоровича подобно молнии пронзил балетный небосвод, повергнув одних в ужас, других в восторг. Кстати, Кремль благосклонно отнесся к «Спартаку», удостоив его главной премии того времени – Ленинской. Устоять перед художественной силой этого балетного спектакля было невозможно. «Спартак» захватывал в плен мощным, насыщенным танцем, режиссерской выстроенностью и блистательным составом исполнителей. Ничего подобного по силе танца и драматическому накалу главная сцена страны не видела. Спектакль стал не иллюстрацией к эпизоду из древней истории, а живым, современным балетным произведением о подвиге, героизме, о торжестве человеческого духа. Может быть, звучит высокопарно, но в «Спартаке» соединяются героический пафос, лиризм и даже эротизм. Эпизод на пиру у Красса, когда куртизанка Эгина, танцуя с посохом, выделывает эротические экзерсисы, казался по тем временам запредельным, повергая зрительный зал в шок. Сегодня трудно представить, как такое было возможно в стране, не знавшей слова секс. Но было возможно и другое, не менее впечатляющее – кипящий танец кордебалета; летящие, пронзающие сцену прыжки Спартака; нежные дуэты Спартака и Фригии; острый, злой танец Красса, финальный, траурный эпизод балета, с поднятым вверх убитым героем и тянущимися к нему руками.
Спартака танцевали Владимир Васильев и Михаил Лавровский, Фригию – Екатерина Максимова и Наталия Бессмертнова, Красса – Марис Лиепа, Эгину – Нина Тимофеева. Вскоре после премьеры к «Спартаку» придет мировая известность, балет станет самым востребованным спектаклем Большого театра. Один из лидеров современного балетного театра Джон Ноймайер вспоминает: «Первый раз я увидел «Спартака» в 1969 году, будучи совсем молодым человеком. И он ошеломил меня. Должен сказать, что решение стать балетмейстером у меня возникло после того, как я увидел этот шедевр».
За сорок лет жизни «Спартака» на сцене Большого в нем сменилось несколько поколений артистов. Сейчас в спектакле проходят проверку на звездность нынешние примы и премьеры Большого театра: Дмитрий Белоголовцев, Юрий Клевцов, Александр Воробьев, Денис Матвиенко (Спартак); Александр Волчков, Дмитрий Рыхлов (Красс); Мария Александрова, Мария Аллаш, Екатерина Шипулина (Эгина); Анна Антоничева, Нина Капцова, Светлана Лунькина (Фригия). Из недавних вводов в «Спартак» особо нужно отметить дебют Светланы Захаровой в роли Эгины, состоявшийся месяц назад.
Либретто Ю. Григоровича по мотивам одноименного романа Р. Джованьоли (с использованием сценария Н. Волкова). Хореограф-постановщик Ю. Григорович. Художник-постановщик С. Вирсаладзе. Дирижер-постановщик Г. Рождественский.
Фото из архива Большого театра
Владимир Котыхов