Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Владимир Котыхов
26.06.2008

"СПАРТАК", А. Хачатурян

Революции бывают разные – буржуазные, социалистические, бархатные, оранжевые... Но случаются и иные, ба­летные. Одна из подобных революций произошла сорок лет назад, и не где-нибудь, а в самом сердце Советского Союза, в Москве, в двух шагах от Кремля, на сцене Большого театра, где состоялась премьера балета Юрия Григоровича на музыку Арама Хачатуряна «Спартак».

Сказать, что спектакль имел оглушительный успех, не сказать ничего. «Спар­так» Григоровича подобно молнии прон­зил балетный небосвод, повергнув одних в ужас, других в восторг. Кстати, Кремль благосклонно отнесся к «Спартаку», удостоив его главной премии того времени – Ленинской. Устоять перед художественной силой этого балетного спектакля было невозможно. «Спартак» захватывал в плен мощным, насыщенным танцем, режиссерской выстроенностью и блистательным составом исполнителей. Ничего подобного по силе танца и драматическому накалу главная сцена страны не видела. Спектакль стал не иллюстрацией к эпизоду из древней истории, а живым, современным балетным произведением о подвиге, героизме, о торжестве человеческого духа. Может быть, звучит высокопарно, но в «Спартаке» соединяются героический пафос, лиризм и даже эротизм. Эпизод на пиру у Красса, когда куртизанка Эгина, танцуя с посохом, выделывает эротические экзерсисы, казался по тем временам запредельным, повергая зрительный зал в шок. Сегодня трудно представить, как такое было возможно в стране, не знавшей слова секс. Но было возможно и другое, не менее впечатляющее – кипящий танец кордебалета; ле­тя­щие, пронзающие сцену прыжки Спар­така; нежные дуэты Спартака и Фригии; острый, злой танец Красса, финальный, траурный эпи­зод балета, с поднятым вверх убитым героем и тянущимися к нему руками.

Спартака танцевали Владимир Ва­сильев и Михаил Лавровский, Фригию – Екатерина Максимова и Наталия Бес­смертнова, Красса – Марис Лиепа, Эгину – Нина Тимофеева. Вскоре после премьеры к «Спартаку» придет мировая известность, балет станет самым востребованным спектаклем Большого театра. Один из лидеров современного балетного театра Джон Ноймайер вспоминает: «Первый раз я увидел «Спартака» в 1969 году, будучи совсем молодым человеком. И он ошеломил меня. Должен сказать, что решение стать балетмейстером у меня возникло после того, как я увидел этот шедевр».

За сорок лет жизни «Спартака» на сцене Большого в нем сменилось несколько поколений артистов. Сейчас в спектакле проходят проверку на звездность нынешние примы и премьеры Большого театра: Дмитрий Белоголовцев, Юрий Клевцов, Александр Воробьев, Денис Матвиенко (Спартак); Александр Волчков, Дмитрий Рыхлов (Красс); Мария Александрова, Мария Аллаш, Екатерина Шипулина (Эгина); Анна Антоничева, Нина Капцова, Светлана Лунькина (Фригия). Из недавних вводов в «Спартак» особо нужно отметить дебют Светланы Захаровой в роли Эгины, состоявшийся месяц назад.

Либретто Ю. Григоровича по мотивам одноименного романа Р. Джованьоли (с использованием сценария Н. Волкова). Хореограф-постановщик Ю. Григорович. Художник-постановщик С. Вирсаладзе. Дирижер-постановщик Г. Рождественский.

                                                                                                                           

                                                                                                                Фото из архива Большого театра



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005