Мы знаем драматурга Олега Шишкина по скандальной «Анне Карениной II», после постановок которой его имя стало популярным. Эта пьеса также являет собой литературную игру, облачённую в невинный сюжет, который стал пародией на канувшую в прошлое «совковую» действительность и модели её сознания.
В некоем клубе города Брянска работает ансамбль диско-танца «Калейдоскоп счастья» – ансамбль блистательный и совершенно образцовый. Юные танцоры под руководством своего педагога составляют идеальный коллектив единомышленников, живущих одной сплочённой семьёй, свято соблюдая законы высокого творчества, самоотверженного труда, доблестного товарищества и чистой дружбы. Они всегда вместе, всегда готовы прийти на помощь друг другу, и идея театра-дома нашла в них оптимальное воплощение. Их слава дошла и до столицы, и вот однажды их пригласили выступить в Останкино на передаче «Утренняя звезда». В необычайном волнении танцоры начинают готовиться к этой счастливой поездке. Однако непредвиденная ссора с уборщицей клуба нарушает их планы: уборщица пишет на них жалобу в Москву – и поездка оказывается под угрозой…
Эти чистые наивные люди хоть и танцуют диско, но явно живут со своими идеалами, представлениями и мыслями в середине прошлого века, приравнивая занятия танцем к некоей священной миссии и высшему смыслу жизни. Так, как они живут, говорят и мыслят, жили разве что герои Аркадия Гайдара. А потом – советские люди последующих времён, признанные теперь «совком», достойным пародии. Эта история и есть сплошная пародия, подвергающая осмеянию каждое слово и каждое движение мысли наших прекрасных танцоров. Тут ни звука не произносится всерьёз, и стёбная игра с перечислениями идейных стереотипов советского прошлого становится пафосом всего сюжета. Мы отчётливо слышим цитатность словесного ряда, узнавая в нём ушедшее время и его идеалы. И весь спектакль – это игра в цитаты о нашем прошлом, подающиеся как экзотическое постмодернистское блюдо.
Осмеянный национальный романтизм времён развитого социализма являет главную эстетическую формулу постановки. Однако невольно создавая силовое поле нежной ностальгии по ауре мыслей и чувств тех ушедших лет. По той канувшей в вечность советской эпохе с её людьми, чистосердечными и пафосными, жившими, творившими и произносившими когда-то возвышенные слова, свято верившими в высокое человеческое призвание, настоящее творчество и настоящую дружбу.
Режиссёр Е. Новикова. Художник А. Пугашкина. Хореографы Н. Гаранина, К. Мосунов.
Ольга Игнатюк