Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
04.07.2006

Балетные истории

Необычно началась творческая деятельность балетмейстера Мариуса Петипа в России. Прибыв 24 мая 1847 года в Петербург, Петипа представился директору театров Гедеонову.

— Хорошо ли доехали? – спрашивает Гедеонов.
— Хорошо, ваше превосходительство. А когда я буду дебютировать?
— Ступайте, мой милый, гулять!
— Как гулять! Я ангажирован.
— Идите, гуляйте и отдыхайте.
— Но у меня нет денег!
— Вам дадут вперед, если хотите. Гуляйте три месяца, смотрите острова, там очень хорошо.
— Деньги получить и гулять?
— Ну да. В Петербурге сезон начинается в августе. Вы будете дебютировать в начале зимнего сезона.

«Какая прекрасная страна! – подумал удивленный и обрадованный Петипа. – Дают отдых и деньги платят».

***

Прима Мариинского театра Матильда Кшесинская пользовалась особой популярностью у знатных, высокопоставленных поклонников балета. Ее публика располагалась в партере, а вот с теми, кто заполнял верхние ярусы Мариинского театра – раёк, – у примадонны отношения не складывались. Как-то в сердцах Матильда Феликсовна воскликнула: «Плевала я на раёк!»
Узнав о ее злой реплике, оскорбленные зрители тут же ответили коллективным письмом: «Нам отсюда, сверху, намного легче плевать на вас, чем вам на нас».

***

Когда великая балерина Мария Тальони пересекала российскую границу, на таможне ее спросили: «Мадам, а где же ваши драгоценности?» Тальони приподняла юбки и, показав на ноги, ответила: «Вот они».

***

Однажды прославленная танцовщица и светская львица Ида Рубинштейн выступала в Парижской опере. Ломая руки, Ида томно произносит первую реплику: «Где я? Где я?» И тут же с галерки неизвестный остряк кричит: «В опере, мадам, в Парижской опере!»

***

У Айседоры Дункан была своеобразная манера общаться с людьми. Когда ее представили Бернарду Шоу, она со свойственной ей бесцеремонностью заяви­ла: «Давайте создадим вместе сына, у которого будет мое тело и ваш ум». Хитро улыбаясь, писатель ответил: «Нет. Подумайте только, а ну как у него будет мое тело и ваш ум».

***

Некоторым из окружения балерины Алисии Марковой не давал покоя ее длинный нос. Однажды кто-то из артистов, обсуждая эту животрепещущую тему, удивился, почему артистка не сделает пластическую операцию. На что тут же последовала реплика остряка-доброжелателя: «Ни в коем случае! Ведь тогда она потеряет свой баланс».

***

У Екатерины Гельцер была беззаветно преданная ей камеристка Альма, немка по национальности. В театре все ее очень хорошо знали. Однажды на сборе труппы появляется чем-то опечаленная Гельцер. «Что случилось, Екатерина Васильевна? Чем вы так расстроены?» Гельцер поднимает голову, присутствующие видят застывшие в ее глазах слезы. «Умерла моя Альма», – срывающимся голосом говорит балерина. Наступает гробовая тишина. И вдруг одна из молодых артисток, только поступившая в театр, с сочувствием спрашивает: «А какой она была породы?»

***

Как-то Ольга Лепешинская выступала в одном провинциальном театре. Во время спектакля партнер не удержал ее, и она со всего размаха рухнула в оркестровую яму. Уже за кулисами балерина поняла, что у нее что-то с ногой. Администратор обратился к зрителям: есть ли среди присутствующих врач? Оказалось, есть, но ветеринар. Придя в гримерку к Лепешинской, ветеринар осмотрел ногу балерины и вдруг резко ее дернул. От боли Лепешинская закричала и попыталась вскочить. И тут по артистической прокатилось зычное ветеринарово: «Тпрууу!..»

***

Балет Большого театра собирается на гастроли в США. Среди гастрольных спектаклей и балет «Кармен-сюита». Декорации уже отправлены плыть по морям-океанам в Штаты. Вдруг звонок министра культуры СССР Екатерины Фурцевой директору Большого. Она требует не отправлять декорации «Кармен-сюиты», поскольку министерство против того, чтобы «Кармен» участвовала в гастролях. Директор отвечает: «Они уже отправлены». «Тогда не грузите их на судно», – требует министр. «Но они уже давно погружены». «Немедленно сгрузить их с судна на причал». «Судно уже вышло в море». «Тогда задержите судно в море и перегрузите декорации на какое-нибудь местное плавучее средство и перебросьте обратно в порт». Министр успокоилась только тогда, когда директор пообещал ей, что декорации не будут выгружены в порту назначения.

***

На репетициях балета «Федра» Серж Лифарь придумал новую позу: танцовщица, раздвинув широко ноги, начинает медленно приседать. Девочки из хореографического училища продемонстрировали эту новинку дома родителям, те пришли в ужас и помчались в театр. Побывав на репетиции, они поняли, что их чадам ничего страшного не грозит, а непристойная поза – всего лишь художественный поиск. Сама же поза вскоре получила научное название: Поза Б, то есть «поза биде».


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005