Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
25.01.2005

Мария Миронова: Ленком – театр, в котором можно ошибаться, исправляться, расти..

Если бабушки актрисы - Раиса Градова и Мария Миронова, мама - актриса Екатерина Градова, папа - актёр Андрей Миронов, а сама девочка с шести лет участвует в постановках Театра им. Гоголя, а в семь лет снимается в фильме "Приключения Тома Сойера" в роли Бекки Тэтчер, кем она должна стать? Правильно - актрисой, но Мария МИРОНОВА с этим не согласна.

- Участие детей в спектаклях и фильмах не влияет на их дальнейшую судьбу. Есть масса примеров, когда юноши и девушки, живущие далеко от столицы, у которых родители не связаны с кино, становились актёрами, и, наоборот, многие из детей, снимавшихся в кино, в дальнейшем выбрали другие профессии. Не надо искать взаимосвязь, проводить аналогии, в этом, на мой взгляд, нет логики.

- И тем не менее после школы вы поступили в Театральное училище имени Щукина.

- Я думаю, что если бы я могла этого не делать, я бы не делала. Сознание насколько я хочу заниматься актёрской профессией, пришло в тот момент и в том возрасте, когда я сама стала мамой и училась во ВГИКе.

- Почему вы сменили театральное училище на ВГИК?

- Это не было сменой. Я проучилась в Щукинском на курсе Юрия Петровича Любимова один год и родила сына. Пока сидела с ним дома полтора года, курс ушёл вперёд. Когда встал вопрос, куда мне восстанавливаться, я пошла во ВГИК, потому что на тот момент там вёл курс Михаил Андреевич Глузский. Я выбрала мастера, а не учебное заведение.

- Что вы играли в дипломных спектаклях?

- У нас был лёгкий водевиль по рассказам Аверченко, в котором я принимала участие, и пьеса Горького "Последние", где я играла Софью, мать троих взрослых детей.

- Ленком выбрали вы?

- Да, я очень хотела здесь работать. Это театр, в котором можно ошибаться, исправляться, расти, приобретать профессию, многому научиться у тех мастеров, которые здесь работают. Уровень постановок Ленкома - это как раз тот, на котором мне хотелось бы существовать.

Орфей - А. Лазарев,
Эвридика - М. Миронова,
"Плач палача"
Бланш - М. Миронова,
Генерал - А. Джигарханян,
"Варвар и еретик"
Верочка - М. Миронова,
Наталья Петровна - Е. Шанина,
"Две женщины"
С Маратом Башаровым
на съемках фильма "Свадьба"
Мадам Комедж - М. Струнова,
Алексей Иванович - А. Абдулов,
Бланш - М. Миронова,
"Варвар и еретик"
Эвридика - М. Миронова,
Орфей - А. Лазарев,
"Плач палача"
- Как вас приняли в коллективе?

- Хорошо, доброжелательно, может быть в силу того, что практически каждый реализован, и у них не остаётся времени для негативных вещей, сплетен, интриг.

- С чего вы начинали в Ленкоме?

- Меня взяли на танцы в спектакль "Безумный день, или Женитьба Фигаро", потом в том же сезоне, в том же спектакле я ввелась на роль Фаншетты. Роль в большой степени танцевальная, все партии я знала, но помимо этого у меня были две-три маленькие сцены. В том же сезоне я начала репетировать роль Бланш в спектакле "Варвар и еретик". В конце сезона состоялась премьера.

- То есть в массовке вы, как все начинающие артисты, не бегали?

- Какое-то время, не очень продолжительное.

- Вас не смутило, что Бланш - персонаж отрицательный?

- Я об этом даже не думала. Для меня это было огромным счастьем. Это была моя первая премьера. Она была мне интересна, потому что это классика, это Достоевский, а у него даже самый крошечный образ не плоский, он имеет глубину. Бланш, на мой взгляд, яркая, характерная роль, не стереотипная.

- Спектакль "Плач палача" зрители восприняли неоднозначно. Некоторые его вообще не поняли.

- Когда шла работа над спектаклем, у артистов тоже было много вопросов и недопонимания. Казалось, что некоторые сцены длинны, и что многие откровения не нужны, потому что об этом уже говорилось давно и неоднократно, и что многие текстовые монологи можно сократить. Для Марка Анатольевича все эти сцены были важны, и он ничего не хотел сокращать. Я поняла, почему он так бился за текст, к сожалению, после этих страшных событий в Беслане. Помню, сидела в гримёрной, в ожидании своего выхода, слушала текст, который раньше мне казался старомодным, и вдруг почувствовала, что воспринимаю всё по-другому. Слова стали звучать страшно и злободневно. Для меня этот спектакль как будто заново открылся.

- Над ролью Эвридики в "Плаче палача" долго бились?

- Для меня важно, чувствую я роль с самого начала или нет. На первой читке было много вопросов, не всё уложилось в голове, но ощущение роли появилось сразу. Потом образ развивался, дополнялся.

- Сейчас в театре вы заняты в спектаклях "Варвар и еретик", "Две женщины", "Город миллионеров", "Плач палача". Есть среди них любимый?

- Да, "Плач палача".

- Значит, и роль Эвридики в этом спектакле тоже самая любимая?

- Для меня каждая роль этапная. Когда я работаю над ней, я делаю всё, что могу. Я прошла этот этап. Дальше будет следующий.

- Вы всегда играете без дублеров?

- Нет, не всегда. Это зависит от разных обстоятельств.

- Не обидно, если вашу роль играет кто-то другой?

- Если я чувствую обиду, то загоняю сама себя в зависимую ситуацию, а я стараюсь не существовать в зависимости от чего-то, чем я не распоряжаюсь.

- В кино сейчас снимаются непрофессиональные артисты, может ли такое быть в театре?

- В кино у человека могут быть удачные пробы, его утверждают, а дальше, когда начинают снимать и вдруг обнаруживают, что всё не так хорошо, как казалось, уже менять что-либо поздно. Редки случаи, когда человека снимают с роли. Так или иначе его уже доснимут. В театре тебе за пробы не спрятаться, ты виден со всех сторон. Ты не можешь сделаться талантливее, чем ты есть на самом деле, не можешь прикинуться тем, кем ты на самом деле не являешься. Сцена и вообще театральный коллектив - это лупа, где ты такой, какой ты есть. Ты не можешь обмануть ни коллег, ни зрителей.

- В Ленкоме вы уже шесть лет. Как бы вы объяснили, что такое стиль Захарова?

- Это сочетание очень многих вещей: безупречность вкуса, чувство меры, особый, одному ему присущий юмор, созвучность времени, темпоритм. У Марка Анатольевича жёсткий режиссёрский театр. Артисты -часть его замысла.

- Вы принимаете такие правила игры?

- Естественно, если я работаю в этом театре, я принимаю эти правила, как ребёнок, который, рождаясь в семье, принимает условия существования этой семьи.

- А как вам работается с другими режиссёрами?

- Из театральных режиссёров я работала в нашем театре над спектаклем "Две женщины" с режиссёром В. Мирзоевым. Работа с ним большое удовольствие для артиста. Ещё в театральном проекте "Чайка" я работала с режиссёром Андреем Жолдаком, и если у Захарова дирижёрская палочка как бы присутствует в спектакле, то Жолдак приходил с ней на репетиции и пытался отбивать ритм. "Чайка" - проект был немного сумасшедший, и режиссёр всё время хотел улететь в космос, но это его желание нас окрыляло. Не знаю только, поняли ли зрители, куда мы хотели улететь.

- С момента первой постановки многие актрисы сыграли роль Нины Заречной. Для многих она осталась мечтой. Какой была ваша Нина?

- Эта роль для меня тоже была мечтой. Когда я ещё училась на первом курсе, мы часто собирались у ребят в общежитии, писали записки с той ролью, о которой мечтали, и складывали их в бутылку. Я написала на листочке: "Нина Заречная". Её монолог я знала чуть ли не с детских лет. В нашем спектакле Заречная безусловно человек талантливый, но не реализованный. Она стремится к настоящему, но жизнь безжалостно прессует все её устремления, и она уже не может вырваться. В этом для меня боль этого образа.

- Кого вы зовёте на премьеры?

- Как правило, никого.

- Что так?

- Мне не хочется ставить людей в неудобную ситуацию. Я человек достаточно прямой, поэтому когда мне что-то не нравится, я говорю прямо. Мне трудно льстить, а люди творческой профессии очень ранимы, поэтому я уберегаю и себя, и людей от ненужных слов.

- Почему вы пришли в кинематограф так поздно?

- Я не считаю, что пришла поздно. Думаю, что у всего в жизни своё время. Когда я уже снялась в фильме "Свадьба", в одном из журналов вышла статья без фотографии, но с заголовком: "Мария Миронова спустя 20 лет вернулась в кино". Авторы материала считали со дня выхода фильма "Приключения Тома Сойера", а читатели, которые не знали, о ком идёт речь, наверное, подумали: "Сколько ж ей лет? Наверное, она возраста Гурченко".

- Свадьба - такой красивый праздник, зачем нужно было в фильме "Свадьба" показывать его в таком чернушном виде?

- Мне трудно ответить на ваш вопрос, так как я не понимаю, где вы увидели там чернуху. Там её нет. Мы два месяца жили в Липках под Тулой. На съёмочную площадку приходили люди, местные жители со своими продуктами. Они исполняли свои номера. Романс "Останься", который пела одна из женщин, вошёл в фильм. Мы жили среди этих людей, мы были с ними слитны, и я бы сказала, что по сравнению с их жизнью наш фильм просто добрая сказка. В фильм вошло всё радостное из их жизни. Режиссёр Лунгин показал самую прекрасную сторону русского народа, русских людей, которые несмотря ни на что устраивают свадьбы, рожают детей, и несмотря на такую тяжёлую жизнь продолжают оставаться людьми.

- Вы проходили пробы в фильм на общих основаниях?

- Основания были безусловно общие, но Лунгин меня увидел в спектакле "Две женщины" режиссёра В. Мирзоева и пробовал в предыдущий свой фильм "Линия жизни", поэтому эту роль он доверил мне без проб. Больше того, он разрешил выбрать партнёра. Конечно, выбирал Лунгин, но он реально прислушался к моему голосу, и это пошло только на пользу. Собралась команда, в которой не нужно было пристраивать одного партнёра к другому. В Каннах фильм получил приз за лучший актёрский ансамбль, и не случайно - атмосфера съемок была замечательная.

- В работе он вам тоже доверял?

- Бесконечно! Мне кажется, что это очень важно, когда между режиссёром и актёром возникает взаимопонимание. Без слов! У нас это было. Мне постоянно казалось, что я всё делала сама, и от этого у меня вырастали крылья. На самом деле в результате всё сделал Лунгин.

- В фильм "Олигарх" Лунгин вас тоже утвердил без проб?

- Напротив. Было очень много проб, потому что Лунгин не видел меня в этой роли, но мне пришлось его убедить.

- Почему вы проявили такое упорство?

- Во-первых, хороший сценарий, во-вторых - любимый режиссёр, в третьих - выписанная роль, с биографией, с разными возрастными периодами. По-моему, интересно!

- К чьему мнению вы прислушиваетесь?

- В жизни у меня был один человек, который для меня являлся большим авторитетом. Это была моя бабушка - Мария Владимировна Миронова. Это был такой человек, что даже сейчас, когда её нет, я могу сказать, что о многих вещах знаю её мнение. Задавая вопрос: "А как бы она отнеслась к этому?" - я знаю ответ. Её мнение было важно тогда, важно сейчас и будет важно в будущем. Из ныне здравствующих для меня безусловно важно мнение Павла Семёновича Лунгина, потому что этот человек просто создал меня в кино.

- Судя по тому, как вы отзывались о детских пробах, ваш сын Андрей в этом не участвует?

- У ребёнка, на мой взгляд, должен быть свой детский мир - по возрасту, способностям, умственному развитию. Мой сын находится в нём, и его это устраивает. Он не рвется раньше времени во взрослый мир.

- Как сложилась судьба вашей мамы, актрисы Екатерины Градовой?

- Это вам лучше ей позвонить и всё у неё спросить. Я в этой ситуации человек не уполномоченный. У каждого своя судьба. Ну почему, если человек работает шахтёром и в какой-то момент жизнь позволяет ему не лезть в шахту, он может начать заниматься чем-то другим? В силу того, что наша профессия публичная, людям интересны актёры, а не шахтёры. Никто не спросит: "Куда ушёл шахтёр?", а "Куда ушла актриса?" спрашивают все.

- Мария, расскажите о других своих киноработах.

- Я закончила сниматься в четырёх фильмах. Съёмки этих картин начинались в разное время. В фильме "Зима. Весна" я снималась так давно, что уже забыла о нём. На мой взгляд, этот проект Александра Зельдовича очень интересный. Второй фильм "Посылка с Марса" уже получил приз на фестивале "Улыбнись, Россия". Показывать его будут по телевизору в Новый год.

- Значит, теперь вместо фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром" мы будем смотреть "Посылку с Марса"?

- Не знаю, вместо ли, но в этот Новый год зрители её увидят. Третья работа - это роль в фильме "Статский советник" режиссёра Филиппа Янковского. Я играю куртуазную женщину. Роль характерная. Четвёртая серьезная роль - сестры милосердия в фильме Владимира Хотиненко "Гибель империи". Фильм охватывает большой временной отрезок, и моя героиня проживает не один год. Фильм снимался долго, больше года.

- Как вы выбираете сценарий?

- Прежде всего это должна быть история с хорошо выписанным характером. То, что я играла раньше, мне никогда не хочется повторять. Знаете, если я открываю сценарий и вижу на первой странице определение "высокая, привлекательная блондинка", я сценарий закрываю и больше не открываю никогда.

Беседу вела Татьяна Петренко

Увеличить

См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005