|
|
Светлана Новикова
03.10.2003
Магия МариныКто она такая, эта вечно новая, неожиданная, но никогда не изменяющая себе актриса? Прима со всеми вытекающими отсюда свойствами характера? Избалованная красавица, к чьим костюмам шелк, кружева и страусиные перья привозят из Парижа? (Слава Зайцев действительно закупал в Париже материалы к ее туалетам для "Вишневого сада"). Гордая суперстар, не дающая журналистам интервью? Это есть, но это не про неё, это мимо. Она не укладывается в привычные понятия и мерки. Да, с прессой не общается, о своей жизни рассказывать не любит. Одевается неброско (парижская школа!) Не стремится приковывать всеобщее внимание: в жизни можно пройти мимо нее и не узнать. Но на сцене… Стоит ей выйти - и смотришь только на нее, слушаешь ее колокольчиковый, с особой ноткой, голос. В работе - да, характер. Но можно ли без оного большому художнику? При этом готова сыграть, что требуется режиссеру ("хоть дерево, хоть ветку от дерева"). Правда, ей поручают - героинь. С самых первых шагов. А начинала она с принцесс кинорежиссера Надежды Кошеверовой: "Старая, старая сказка", "Тень". Миниатюрная, с осиной талией, с трогательной девичьей хрупкостью, она казалась девочкой из сказки, но и нашей современницей. Под стать ей был ее Принц - Олег Даль. Неелова начала сниматься еще студенткой Ленинградского института театра, музыки и кино. Даже уходила на третьем курсе на съемки, а потом вернулась, и ее педагог, Василий Васильевич Меркурьев, "простил" и взял ее обратно. После окончания в 1969-ом она не пошла ни в какой театр, ибо мечтала из всех петербургских - только о БДТ, но обратиться самой к Товстоногову не осмелилась: вдруг прогонит? И решила обратить на себя его внимание через кино: может, заметит и позовет? Стала штатной актрисой "Ленфильма", где сразу же оказалась при деле (только в 1972 году с ее участием было выпущено четыре картины: "Ждем тебя, парень", "Принц и нищий", "Тень" и "Монолог"). В "Монологе" Ильи Ауэрбаха она сыграла свою первую пронзительную роль, свою главную тему - тему разбитой любви. Открытость и незащищенность ее героини, ее доходящие до конвульсий страдания были столь обнажены, что становилось страшно не только за юную девушку Нину, но и за самое исполнительницу. На съемках сцены истерики Нины плакали даже осветители и гримеры. И тут вдруг обнаружилось, что надо переснимать. Авербах испугался: он был уверен, что второй раз сыграть ТАК невозможно. Но Неёлова сыграла! Патриарх нашего театра Виктор Сергеевич Розов (которому недавно исполнилось девяносто лет), увидев, как играла в этой картине неизвестная девушка, подумал: вот она, магия кино, вот что может сделать экран с обычной начинающей актрисой! Но Неелова оказалась не обычной. Ее заметили и взяли в столицу, в Театр имени Моссовета. Около года пробыла она там, успев поработать с ярчайшим режиссером эпохи - с Анатолием Эфросом. Эфрос ставил там "Турбазу" Э. Радзинского, она играла простенькую девочку-пэтэушницу, но… после первого показа спектакль закрыли. Однако Неелову успел разглядеть Константин Райкин. По его инициативе она оказалась в "Современнике" - втором театре, о котором мечтала, но сама прийти показаться не смела.
В театре вообще любят рассуждать о фортуне, о везении, когда вдруг заболевает исполнитель и молодой актер срочно вводится на главную роль. Вряд ли судьбу Нееловой определил случай. Скорее - помог, поспособствовал: на заглавную роль в спектакле "Валентин и Валентина" искали молодую актрису (вместо ушедшей из театра Ирины Акуловой). Так, не с пешки, а с ферзя, началась неёловская партия в театре, ставшем ее домом. Пьеса М. Рощина "Валентин и Валентина" была заметным событием, на неё ходили и во МХАТ, и в "Современник". Это история любви двух очень молодых людей из разных социальных слоев, этаких Ромео и Джульетты двадцатого века. Так что дебют Нееловой в паре с Райкиным был впечатляющим, вся московская театральная публика запомнила новую актрису. Другие будущие народные артисты (я имею в виду и Константина Райкина, и Авангарда Леонтьева) в начале карьеры еще успели побегать в роли гнома Среды или Четверга в "Белоснежке", а Нееловой сразу стали давать большие роли: Виола в "Двенадцатой ночи", Аня в "Вишневом саде"... Притом она довольно много снималась и каким-то чутьем умудрялась в барахло не попадать. Лучшие ее фильмы семидесятых - "Слово для защиты" В. Абдрашитова и "Осенний марафон" Г. Данелии. И там, и там она вела свою главную тему - тему попранной любви. Любовь для ее героинь - главное дело жизни, главный ее смысл. Нееловские женщины одухотворенно-пленительны и настолько хрупки, что их отчаяние трудно переносимо. Зритель, если это настоящий мужчина, ощущает готовность бороться, защищать. Женщина - поддержать чувствительно, то есть слезами. Особенно трогательными были ее героини-девочки в спектаклях "Спешите делать добро" М. Рощина и "Фантазии Фарятьева" А. Соколовой. Даже не девичья, а детская угловатость в движениях, и угловатость в поведении, конфликтность. На них словно не распространялся закон земного тяготения, так они были легки. Как, каким образом взрослая актриса перевоплощалась в совсем ребенка? Для меня - загадка. Впрочем, у хорошего артиста свои отношения с возрастом. Я видела, как замечательная мхатовка Анастасия Георгиевская в "Господах Головлевых" в миг превращалась из властной помещицы в старую приживалку. В ней словно размягчался скелет. Играя Раневскую в "Вишневом саде", Неелова становится всё старше, всё печальнее и сиротливее. Будто "проживает" со своей героиней не несколько месяцев, а двадцать лет.
Я задала вопрос - что вы думаете о Нееловой? - нескольким артистам театра. Вот их ответы.
Игорь Кваша, давний партнер, брат в "Трех сестрах", любимый в "Марии Стюарт": "Если со мной на сцене Неелова, я всегда ищу ее глаза. С ней хорошо экспериментировать, она легко идет на это и быстро откликается. Она умная. С достоинством. Мне кажется, она мучительно живет. Внутренне. Бывает недовольна собой. Не может пожаловаться на отсутствие ролей, и тем не менее многого, что могла, не сыграла. Ей по силам самое разное, она разнообразная… Потрясающая актриса, она может всё!" Лия Ахеджакова: "Неелова вызывает восхищение и удивление. Причем всегда. Своим поведением в жизни, в театре, отношением к профессии. У Пастернака есть строчка: "Корень красоты - отвага". Это абсолютно применимо к Марине. Ей свойственна отвага в поступках - и в жизни, и на сцене. У нее отношение к профессии как к миссии. Ее волнение перед премьерой даже описать нельзя. Это не боязнь неуспеха, как у большинства актеров, а волнение перед тем, как примут твое детище. Она абсолютно честна перед зрителем. Никогда не халтурит. Одна из немногих, кто подлинно служит искусству".
Что меня поражало в юной Нееловой и поражает до сих пор - так это ее камерность. Служа всю жизнь в "Современнике" и выходя на сцену отнюдь не камерную, она каким-то образом устанавливала со зрителем свои особые отношения. "Я пою не для всех, а для каждого", - говорила Эдит Пиаф. Так и Неёлова. Она работает не на зал, а на каждого. Тридцать лет в "Современнике". Тридцать пять в кино. Ее путь в искусстве кажется ровным, почти безухабистым. Начав с маленьких хорошеньких принцесс из сказок Андерсена, сегодня она играет Королеву Англии и Принцессу Космонополис. Разрушающих себя, трагических, несчастных. Пожелаем же актрисе всё больное и страшное отыгрывать на сцене, оставаясь вечно прекрасной Женщиной, Которую Хочется Защищать.
источник: : Театральная Афиша Столицы
См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|