Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Светлана Новикова
03.10.2003

Магия Марины

Кто она такая, эта вечно новая, неожиданная, но никогда не изменяющая себе актриса? Прима со всеми вытекающими отсюда свойствами характера? Избалованная красавица, к чьим костюмам шелк, кружева и страусиные перья привозят из Парижа? (Слава Зайцев действительно закупал в Париже материалы к ее туалетам для "Вишневого сада"). Гордая суперстар, не дающая журналистам интервью?

Это есть, но это не про неё, это мимо. Она не укладывается в привычные понятия и мерки. Да, с прессой не общается, о своей жизни рассказывать не любит. Одевается неброско (парижская школа!) Не стремится приковывать всеобщее внимание: в жизни можно пройти мимо нее и не узнать. Но на сцене… Стоит ей выйти - и смотришь только на нее, слушаешь ее колокольчиковый, с особой ноткой, голос. В работе - да, характер. Но можно ли без оного большому художнику? При этом готова сыграть, что требуется режиссеру ("хоть дерево, хоть ветку от дерева"). Правда, ей поручают - героинь. С самых первых шагов.

А начинала она с принцесс кинорежиссера Надежды Кошеверовой: "Старая, старая сказка", "Тень". Миниатюрная, с осиной талией, с трогательной девичьей хрупкостью, она казалась девочкой из сказки, но и нашей современницей. Под стать ей был ее Принц - Олег Даль. Неелова начала сниматься еще студенткой Ленинградского института театра, музыки и кино. Даже уходила на третьем курсе на съемки, а потом вернулась, и ее педагог, Василий Васильевич Меркурьев, "простил" и взял ее обратно. После окончания в 1969-ом она не пошла ни в какой театр, ибо мечтала из всех петербургских - только о БДТ, но обратиться самой к Товстоногову не осмелилась: вдруг прогонит? И решила обратить на себя его внимание через кино: может, заметит и позовет? Стала штатной актрисой "Ленфильма", где сразу же оказалась при деле (только в 1972 году с ее участием было выпущено четыре картины: "Ждем тебя, парень", "Принц и нищий", "Тень" и "Монолог").

В "Монологе" Ильи Ауэрбаха она сыграла свою первую пронзительную роль, свою главную тему - тему разбитой любви. Открытость и незащищенность ее героини, ее доходящие до конвульсий страдания были столь обнажены, что становилось страшно не только за юную девушку Нину, но и за самое исполнительницу. На съемках сцены истерики Нины плакали даже осветители и гримеры. И тут вдруг обнаружилось, что надо переснимать. Авербах испугался: он был уверен, что второй раз сыграть ТАК невозможно. Но Неёлова сыграла! Патриарх нашего театра Виктор Сергеевич Розов (которому недавно исполнилось девяносто лет), увидев, как играла в этой картине неизвестная девушка, подумал: вот она, магия кино, вот что может сделать экран с обычной начинающей актрисой! Но Неелова оказалась не обычной. Ее заметили и взяли в столицу, в Театр имени Моссовета. Около года пробыла она там, успев поработать с ярчайшим режиссером эпохи - с Анатолием Эфросом. Эфрос ставил там "Турбазу" Э. Радзинского, она играла простенькую девочку-пэтэушницу, но… после первого показа спектакль закрыли. Однако Неелову успел разглядеть Константин Райкин. По его инициативе она оказалась в "Современнике" - втором театре, о котором мечтала, но сама прийти показаться не смела.

Елизавета - М. Неелова
"Играем… Шиллера!"
Принцесса Космонополис - М. Неелова
"Сладкоголосая птица юности"
Первая встреча с Костей была словно сцена из какой-то комедии. Ему было двадцать четыре года, ей почти столько же. Марина договорилась по телефону, что придет в квартиру Райкиных в Благовещенском переулке. В лицо она Костю не знала, и когда дверь ей открыл смешной парень с хорошо сделанной стрижкой "под пажа" и свойской улыбкой, сначала удивилась. На Аркадия Исааковича парень был непохож, но с юмором у него было всё в порядке. Через несколько минут они уже говорили взахлеб о театре, хохотали, гримасничали и чувствовали себя если не давними друзьями, то единомышленниками. (А их дружба как началась тогда, так продолжается до сих пор.) В какой-то момент Костя, не выдержав, дернул себя за красивую соломенную прядь - и остался с париком в руке. Он был абсолютно лыс - острижен "под ноль". Оказалось, Никите Михалкову для фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" понадобилось обрить актера наголо, а Галина Борисовна Волчек велела без парика не появляться…

В театре вообще любят рассуждать о фортуне, о везении, когда вдруг заболевает исполнитель и молодой актер срочно вводится на главную роль. Вряд ли судьбу Нееловой определил случай. Скорее - помог, поспособствовал: на заглавную роль в спектакле "Валентин и Валентина" искали молодую актрису (вместо ушедшей из театра Ирины Акуловой). Так, не с пешки, а с ферзя, началась неёловская партия в театре, ставшем ее домом. Пьеса М. Рощина "Валентин и Валентина" была заметным событием, на неё ходили и во МХАТ, и в "Современник". Это история любви двух очень молодых людей из разных социальных слоев, этаких Ромео и Джульетты двадцатого века. Так что дебют Нееловой в паре с Райкиным был впечатляющим, вся московская театральная публика запомнила новую актрису. Другие будущие народные артисты (я имею в виду и Константина Райкина, и Авангарда Леонтьева) в начале карьеры еще успели побегать в роли гнома Среды или Четверга в "Белоснежке", а Нееловой сразу стали давать большие роли: Виола в "Двенадцатой ночи", Аня в "Вишневом саде"... Притом она довольно много снималась и каким-то чутьем умудрялась в барахло не попадать. Лучшие ее фильмы семидесятых - "Слово для защиты" В. Абдрашитова и "Осенний марафон" Г. Данелии. И там, и там она вела свою главную тему - тему попранной любви. Любовь для ее героинь - главное дело жизни, главный ее смысл. Нееловские женщины одухотворенно-пленительны и настолько хрупки, что их отчаяние трудно переносимо. Зритель, если это настоящий мужчина, ощущает готовность бороться, защищать. Женщина - поддержать чувствительно, то есть слезами. Особенно трогательными были ее героини-девочки в спектаклях "Спешите делать добро" М. Рощина и "Фантазии Фарятьева" А. Соколовой. Даже не девичья, а детская угловатость в движениях, и угловатость в поведении, конфликтность. На них словно не распространялся закон земного тяготения, так они были легки. Как, каким образом взрослая актриса перевоплощалась в совсем ребенка? Для меня - загадка. Впрочем, у хорошего артиста свои отношения с возрастом. Я видела, как замечательная мхатовка Анастасия Георгиевская в "Господах Головлевых" в миг превращалась из властной помещицы в старую приживалку. В ней словно размягчался скелет. Играя Раневскую в "Вишневом саде", Неелова становится всё старше, всё печальнее и сиротливее. Будто "проживает" со своей героиней не несколько месяцев, а двадцать лет.

Елизавета - М. Неелова,
"Играем… Шиллера!"
В роли Раневской - М. Неелова
"Вишневый сад"
Про любовь к Театру говорят почти все актеры, даже те, кого чаще видишь на экране, чем на сцене. Неелова прониклась Театром очень рано. С того момента, как совсем маленькой девочкой посмотрела в Мариинке "Щелкунчика". Балет был ее первым потрясением. Сама она вспоминает, что каждый раз, когда танцевали Екатерина Максимова и Владимир Васильев, она плакала от счастья. Пыталась "ходить на пуантах", оттаптывая свои детские туфельки. Потом мама водила ее в балетную школу... Но эта привязанность прошла, и кончилось дело театром драматическим. Драме она оказалось преданной безвозвратно. Пыль кулис, запах сцены - без этого ей жить нельзя. Говорит, что если посадить ее в мешок, завязать и носить по театру, она всегда почувствует, где сцена. Однако была в ее жизни парижская эпоха: пять лет она жила с дочерью Никой и мужем Кириллом Геворкяном во Франции. Геворкян был там советником посольства России. То был, наверно, единственный раз, когда интересы театра отошли на второй план. Но и тогда она оставалась актрисой "Современника" и каждый месяц приезжала в Москву, чтобы сыграть свои старые спектакли: "Ревизор", "Анфиса", "Три сестры", "Крутой маршрут". Новых не было… Откуда эта изящная рафинированная женщина, жившая вполне благополучно, столько знает про изнанку жизни, про ад ГУЛАГа? В "Крутом маршруте" она играет силу и волю зечки Евгении Гинзбург - в хрупкой женственной упаковке. В "Трех сестрах" - затянувшееся детство Раневской, в которое хочется спрятаться, чтобы перенести всю тяжесть бытия. На сцене она всегда разная. Играет бесстрашно, не боясь показаться смешной, жалкой, некрасивой. "Играет, как в последний раз", - сказал о ней драматург Михаил Рощин. В "Анфисе" Леонида Андреева она становится убийцей, убивает любимого. Это она-то, нежная и беззащитная! В спектакле "Играем… Шиллера!" по "Марии Стюарт" Неелова, всей своей актерской сущностью предназначенная на роль Марии, получила от постановщика Римаса Туминаса роль королевы Елизаветы. Вместо жертвы - сыграла палача. Вместо женственности и слабости - отказ от своего пола, превращение живого существа в механическую куклу. Елизавета лишает себя права быть женщиной. Она служит интересам мужчин, подчиняется их жизненным правилам и дорого платит за власть. То есть сама становится жертвой. В финале, когда Мария Стюарт казнена и мы видим ее отрубленную голову, не знаешь, какую из королев оплакивать: ту, что когда-то была счастлива и любима, а потом предана и обезглавлена, или ту, что сама себя предала.

Анфиса - М. Неелова,
Федор Иванович - В. Ветров,
"Анфиса"
Неелова любит удивлять и смешить, в театральных капустниках она незаменима. Придумала себе образ старушки, над которым все хохочут и плачут. На самом деле ей необходимо удивить не зрителя, а самое себя. Испытать состояние, не испытанное никогда ранее. Роль королевы Елизаветы удивила и ее, и нас, зрителей. Следующий спектакль - "Сладкоголосая птица юности" Теннесси Уильямса - вызвал не меньший шок. В нем режиссер Кирилл Серебренников, умеющий опоэтизировать даже весьма брутальный материал, смешал, как на палитре, самые разные краски. Нееловой он дал две роли, удивительно разные. В одной, Принцессе Космонополис, она - стареющая женщина, бывшая кинозвезда, покупающая для всяческих услуг тридцатилетнего красавца-жиголо Чанса Уэйна. Она суетлива, властна, требовательна и лжива. В другой - Хэвенли, девушка, которую с детства любил этот самый Чанс. Хэвенли из богатой семьи, Чанс - из самых низов. Пожениться им не дали, и к тридцати годам Хэвели превращается в засушенную мумию, в послушный робот. Дистанция между этими двумя нееловскими персонажами огромна. Если их что объединяет, так это страшное одиночество… Актерская работа, особенно в театре, предполагает особый вид сотрудничества. Ведь как легко не подать партнеру вовремя стул или реплику - и завалить сцену или даже весь спектакль. Хороший партнер для актера - всё равно что близкий родственник, член семьи. К Нееловой в театре относятся с уважением и нежностью. В пору ее неудачного союза с шахматистом Гарри Каспаровым товарищи по театру стали ее группой поддержки. Каспарова привыкли видеть за кулисами, но после их разрыва Гафт сказал: "Пусть только он попробует показаться мне на глаза!"

Я задала вопрос - что вы думаете о Нееловой? - нескольким артистам театра. Вот их ответы.
Чанс Уэйн - Ю. Колокольников,
Принцесса Космонополис - М. Неелова
"Сладкоголосая птица юности"
В роли Раневской - М. Неелова"Вишневый сад"

Игорь Кваша, давний партнер, брат в "Трех сестрах", любимый в "Марии Стюарт": "Если со мной на сцене Неелова, я всегда ищу ее глаза. С ней хорошо экспериментировать, она легко идет на это и быстро откликается. Она умная. С достоинством. Мне кажется, она мучительно живет. Внутренне. Бывает недовольна собой. Не может пожаловаться на отсутствие ролей, и тем не менее многого, что могла, не сыграла. Ей по силам самое разное, она разнообразная… Потрясающая актриса, она может всё!"

Лия Ахеджакова: "Неелова вызывает восхищение и удивление. Причем всегда. Своим поведением в жизни, в театре, отношением к профессии. У Пастернака есть строчка: "Корень красоты - отвага". Это абсолютно применимо к Марине. Ей свойственна отвага в поступках - и в жизни, и на сцене. У нее отношение к профессии как к миссии. Ее волнение перед премьерой даже описать нельзя. Это не боязнь неуспеха, как у большинства актеров, а волнение перед тем, как примут твое детище. Она абсолютно честна перед зрителем. Никогда не халтурит. Одна из немногих, кто подлинно служит искусству".

Что меня поражало в юной Нееловой и поражает до сих пор - так это ее камерность. Служа всю жизнь в "Современнике" и выходя на сцену отнюдь не камерную, она каким-то образом устанавливала со зрителем свои особые отношения. "Я пою не для всех, а для каждого", - говорила Эдит Пиаф. Так и Неёлова. Она работает не на зал, а на каждого. Тридцать лет в "Современнике". Тридцать пять в кино. Ее путь в искусстве кажется ровным, почти безухабистым. Начав с маленьких хорошеньких принцесс из сказок Андерсена, сегодня она играет Королеву Англии и Принцессу Космонополис. Разрушающих себя, трагических, несчастных. Пожелаем же актрисе всё больное и страшное отыгрывать на сцене, оставаясь вечно прекрасной Женщиной, Которую Хочется Защищать.

Увеличить

См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005