Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Александр Вислов
02.09.2003

«Elsinore», У. Шекспир (По трагедии «Гамлет»)

Спектакль идет под несмолкаемый «гул веков», под звуки удивительного и завораживающего пения, под грохот цепей, на которых то опускаются, то поднимаются массивные, с пугающего вида засовами двери. Мрачный вид замка «Эльсинор» как-то не вяжется с вполне современного вида его обитателями. Верный мхатовскому правилу искать в злом человеке, где он добрый, В. Невинный в роли Клавдия искренне любит Гертруду (Наталья Беспалова), мать Гамлета, с которой он связан, «как связана звезда с своей орбитой». Это человек очень гибкой и неоднозначной душевной организации, сохранивший до седых волос мальчишеский облик. Любит он и своего пасынка, Гамлета, пытаясь заменить ему короля-отца. Не заметь стражники Призрака, Гамлет мог бы продлить свою беспечную студенческую жизнь, долго еще не зная забот при таком отчиме. Даже не очень верится, что Клавдий мог отравить брата-короля, отца Гамлета; мерещится, что это такая театральная условность, как условно показанное заезжими актерами представление «Мышеловка», в которой, по хитрой просьбе Гамлета, участвует «зритель» Клавдий: не дрогнув, он показывает, как надо вливать яд в ухо гастролеру, играющему Короля. Гамлет – Николай Горбунов – симпатичный современный юноша, только недавно, со смертью отца, расставшийся с затянувшимся отрочеством. Он воспринимает жизнь скорее чувственно, чем философски. Его монолог «Быть иль не быть?» обращен не к небесам, а к Офелии – ему такой поворот доступнее, ближе. Офелия – Наталья Рычкова – современная девушка-«панк» с взъерошенными волосами и диковатыми повадками затравленного, но очень симпатичного зверька. Налицо дегероизация и деромантизация основных персонажей, а также Призрака, представшего на сцене в виде полуобнаженной фигуры мясника с плеткой, которой он обхаживает сынка – тут явно тускнеет ореол трагедии. Нужно ли мстить за такого чересчур телесного «призрака»? Впрочем, Гамлет – Н. Горбунов и не собирается мстить. На свой последний поединок он выходит совершенно голый, не в силах унять трясущееся тело: «Я нездоров». Это разоблачение героя в прямом и переносном смысле сближает его как человека со зрителями: не тело он обнажил, а свою дрожащую перед свалившимися на него ужасами душу. В безгеройное время театр показал и героев соответствующих, с зыбким и неустойчивым внутренним миром. А «Эльсинор» с его мрачными воротами и засовами переживет еще не одно поколение: придут другие герои, не похожие на нынешних и вчерашних.
Режиссер А. Прикотенко (Санкт-Петербург). Сценография и костюмы – Н. Дмитриева, А. Прикотенко. Музыкальное оформление – Н. Якимов.



Увеличить

См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005