Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Александр Вислов
05.08.2003

«Учитель словесности», В. Семеновский

То ли актеры так загримированы, то ли на них такие костюмы, то ли просто режиссер, выбирая исполнителей, попал «в масть», но кажется, что со многих персонажей можно писать портреты людей эпохи русского модерна, эпохи рубежа XIX – XX веков (роман «Мелкий бес» Ф. К. Сологуба, положенный в основу спектакля, опубликован в 1905 г.). Это и сальный, похотливый Директор гимназии (Владимир Краснов), склоняющий к сожительству учениц; это и престарелый маразматик Его превосходительство (Игорь Васильев), точно сошедший с картины Репина «Государственный совет»; и кухарка Варвара (Ольга Барнет) с ее кустодиевскими пышными формами тела; и утонченная проповедница свободной любви Марья Преполовенская (Марина Брусникина) и другие, более молодые герои постановки. Роман Сологуба создавался в то же время, что и пьесы Чехова, но это другая, нечеховская Россия, Россия «мелких бесов» разврата и безнравственности, проникших в слои русского общества, главным образом интеллигентские. Театр, следуя в общем за автором, стремившимся к социальному обобщению в обличительно-пессимистическом духе, смягчил социальную сатиру романа. Так, артистизм исполнения роли Мариной Брусникиной делает не зримо плотскими, а несколько абстрактными ее призывы к публичным половым связям – «хоть в кафе, хоть в театре».

Так же следуя за автором, театр видит разницу между распущенностью «отцов» и «детей». Игра в «виноградинку» Людмилы (Алена Семенова) и Саши (Роман Гречишкин), по правилам которой юноша слизывает виноградинку с той части тела, куда ее поместила барышня, может быть и не обрадует блюстителей высокой морали, но в ней нет признаков растления, а есть что-то невинное в красоте их греха. И нужно сказать, что театр не без доли любования преподносит эти пикантные картины. Другое дело – разврат «отцов города», циников до мозга костей – Директора гимназии и главного героя, учителя Ардальона Борисыча Передонова (Виктор Гвоздицкий), для которых не существует ничего святого. Символический плевок этих «педагогов» в будущих потомков России очень красноречив. Своеобразный неодекаданс на сцене Художественного театра выдержан в сменяющихся коротких ударных эпизодах с плотной изобразительной насыщенностью, иногда со сдвоенными или строенными картинами одновременного действия. Пластическая эстетика спектакля несколько отстраняет его от привязанности к какой-то конкретной эпохе. Но главным образом это происходит благодаря Виктору Гвоздицкому. Артист показал, как может быть покорежена природа человека, зараженного бациллой индивидуализма. В отношениях с женщинами он далеко не поэт и не романтик в любви, как Дон Жуан. Этот – холодный игрок, садистски наслаждающийся возможностью, овладев женщиной, унизить ее. «Идешь к женщине – бери плетку!» – его девиз. Актер создал гротескный образ, по смыслу родственный горьковскому Климу Самгину (кстати, Горький высоко ценил роман Сологуба). В Передонове В. Гвоздицкого очевидна неприятная правда о человеке вообще, независимо от эпох и исторических обстоятельств, о человеке, который не подавляет в себе, а дает волю животным инстинктам.

Режиссер Н. Шейко. Художник и художник по костюмам Д. Боровский. Пластика и хореография – С. Грицай. Художник по костюмам Е. Афанасьева.



Увеличить

См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005