|
|
05.07.2003
Читателям отвечают: Дмитрий ЯчевскийПосле похода в театр "Сфера" на "Весеннюю сказку", как назвал театр "Снегурочку" Островского, в нашей семье не умолкают споры. Спектакль очень понравился, запомнились все роли, и царь Берендей - Дмитрий Ячевский, и Лель - Дмитрий Новиков, и Снегурочка - Екатерина Ишимцева, понравилась работа художника, но мы спорим о том, имел ли право театр так осовременивать знаменитую пьесу классика? Нужно ли было надевать на царя Берендея современный мужской костюм с галстуком? Насколько оправдана телевизионная аппаратура в спектакле? И разве Снегурочка у Островского хочет отдаться Лелю, и очень настойчиво? И таких вопросов после спектакля много. Н. Софронова, Москва
Чем интересна, на мой взгляд, классика, если перед ней не снимать шляпу и не смотреть на нее как на музей? Тем, что пьеса, написанная Чеховым, Горьким или Островским в позапрошлом веке, актуальна и сегодня. В этом смысле Островский - один из самых благодатных авторов, благодатных для актера, он один из самых "актерских" драматургов. Существует такая легенда, рассказанная актерами Малого театра. Островский позволял актерам на репетициях импровизировать, добавлять слова от себя, изменять его текст. И какие-то удачные отсебятины и импровизации, если они ему нравились, включал в пьесу. Может быть, поэтому все его пьесы и написаны так удивительно доходчиво и так волнуют нас до сих пор, что драматург прислушивался к людям и к жизни. Насколько эта легенда имеет отношение к спектаклю нашего театра по пьесе "Снегурочка" - "Весенней сказке"? Я думаю, что имеет. И мы тоже, как когда-то актеры Малого театра, хотим дерзнуть и "предложить Островскому" что-то свое, сегодняшнее, то, что задевает и нас и зрителя. Может быть, он отнесется к этим попыткам снисходительно? Я очень люблю Малый театр, пересмотрел там массу спектаклей, и то, что они делают, это замечательно, они сохраняют традиции Дома Островского, но даже в Малом театре отдают себе отчет в том, что ставить классику хрестоматийно, так, как написано, в "музейном варианте", нет смысла. Время идет, и оно требует какого-то свежего взгляда, некоей проекции произведения на современность. Прежде всего режиссер Екатерина Ильинична Еланская продумала расстановку сил: кто есть кто в "Снегурочке"? Кто такой Берендей? В языческие времена это царь. Конечно, сегодня тоже можно играть сказочного царя в известном каждому зрителю костюме и гриме, но насколько это интересно? В нашем спектакле царь Берендей - это президент. Кто у нас второй человек в царстве (по Островскому - Бермята)? Условно говоря, это премьер-министр. Вначале возникали попытки склонить меня к копированию нашего президента, к которому я, кстати говоря, очень хорошо отношусь, но это был бы художественно сомнительный шаг, поэтому я прикинул некий условный образ, в котором могли бы угадываться черты всех наших предшествующих лидеров, начиная с известных членов политбюро и кончая ныне живущими президентами Советского Союза и России. Но я не играю пародию на конкретного человека. Этим настолько грешат средства массовой информации, что, по-моему, всем поднадоело! А что если пойти по такому пути: сделать легкий намек, а дальше зритель сам угадывает - кто именно стоит за образом. Вот сейчас царь повел себя как Путин, вот проскочила черточка Ельцина или интонация Горбачева и т.д. То есть я старался создать собирательный, но вместе с тем совершенно самостоятельный образ-личность. Итак, мы договорились с режиссером, что царь Берендей - это условно президент России. И тут же возникла замечательная, на мой взгляд, находка Е. Еланской - телевизионная пресс-конференция! То есть прямой эфир, телемост, три телевизора в зале, видеокамера! Трансляция напрямую для зрителей! Камера нацелена и на "государственных деятелей" - царя Берендея и Бермяту, и на "народ", о котором они говорят. Зрители, сидящие в зале, видят меня с Бермятой на сцене, видят то же самое по телевизору и видят самих себя, понимая, что речь идет и о них. Этот прием имеет большой успех. Это очень удачная находка Еланской! Почему люди, сидящие в зале, хлопают, смеются? Потому что отцы нации якобы пекутся о нас, а на деле мы сейчас выйдем из зала и вернемся к своим нищенским зарплатам, к постоянному росту цен, к разнице между тем, о чем толкуют СМИ, и своей реальной жизнью. И вот на этом противопоставлении народа и власти, которое у русского человека засело где-то на подсознательном, генном уровне, мы и играем. В этой сцене я придумал, чтобы на столе стоял "флажок государства". Кроме того, формат листков, по которым Берендей читает обращение к народу, соответствует формату листков, по которым наш президент читает свои обращения. Он очень часто и хорошо говорит сам, но в какие-то минуты, может быть продиктованные протоколом, он достает из кармана листки; я скопировал их, сверяя по телевизору.
источник: : Театральная Афиша Столицы
См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|