Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
05.07.2003

Читателям отвечают: Дмитрий Ячевский

После похода в театр "Сфера" на "Весеннюю сказку", как назвал театр "Снегурочку" Островского, в нашей семье не умолкают споры. Спектакль очень понравился, запомнились все роли, и царь Берендей - Дмитрий Ячевский, и Лель - Дмитрий Новиков, и Снегурочка - Екатерина Ишимцева, понравилась работа художника, но мы спорим о том, имел ли право театр так осовременивать знаменитую пьесу классика? Нужно ли было надевать на царя Берендея современный мужской костюм с галстуком? Насколько оправдана телевизионная аппаратура в спектакле? И разве Снегурочка у Островского хочет отдаться Лелю, и очень настойчиво? И таких вопросов после спектакля много.

Н. Софронова, Москва

Чем интересна, на мой взгляд, классика, если перед ней не снимать шляпу и не смотреть на нее как на музей? Тем, что пьеса, написанная Чеховым, Горьким или Островским в позапрошлом веке, актуальна и сегодня. В этом смысле Островский - один из самых благодатных авторов, благодатных для актера, он один из самых "актерских" драматургов. Существует такая легенда, рассказанная актерами Малого театра. Островский позволял актерам на репетициях импровизировать, добавлять слова от себя, изменять его текст. И какие-то удачные отсебятины и импровизации, если они ему нравились, включал в пьесу. Может быть, поэтому все его пьесы и написаны так удивительно доходчиво и так волнуют нас до сих пор, что драматург прислушивался к людям и к жизни.

Насколько эта легенда имеет отношение к спектаклю нашего театра по пьесе "Снегурочка" - "Весенней сказке"? Я думаю, что имеет. И мы тоже, как когда-то актеры Малого театра, хотим дерзнуть и "предложить Островскому" что-то свое, сегодняшнее, то, что задевает и нас и зрителя. Может быть, он отнесется к этим попыткам снисходительно? Я очень люблю Малый театр, пересмотрел там массу спектаклей, и то, что они делают, это замечательно, они сохраняют традиции Дома Островского, но даже в Малом театре отдают себе отчет в том, что ставить классику хрестоматийно, так, как написано, в "музейном варианте", нет смысла. Время идет, и оно требует какого-то свежего взгляда, некоей проекции произведения на современность. Прежде всего режиссер Екатерина Ильинична Еланская продумала расстановку сил: кто есть кто в "Снегурочке"? Кто такой Берендей? В языческие времена это царь. Конечно, сегодня тоже можно играть сказочного царя в известном каждому зрителю костюме и гриме, но насколько это интересно? В нашем спектакле царь Берендей - это президент. Кто у нас второй человек в царстве (по Островскому - Бермята)? Условно говоря, это премьер-министр. Вначале возникали попытки склонить меня к копированию нашего президента, к которому я, кстати говоря, очень хорошо отношусь, но это был бы художественно сомнительный шаг, поэтому я прикинул некий условный образ, в котором могли бы угадываться черты всех наших предшествующих лидеров, начиная с известных членов политбюро и кончая ныне живущими президентами Советского Союза и России. Но я не играю пародию на конкретного человека. Этим настолько грешат средства массовой информации, что, по-моему, всем поднадоело! А что если пойти по такому пути: сделать легкий намек, а дальше зритель сам угадывает - кто именно стоит за образом. Вот сейчас царь повел себя как Путин, вот проскочила черточка Ельцина или интонация Горбачева и т.д. То есть я старался создать собирательный, но вместе с тем совершенно самостоятельный образ-личность.

Итак, мы договорились с режиссером, что царь Берендей - это условно президент России. И тут же возникла замечательная, на мой взгляд, находка Е. Еланской - телевизионная пресс-конференция! То есть прямой эфир, телемост, три телевизора в зале, видеокамера! Трансляция напрямую для зрителей! Камера нацелена и на "государственных деятелей" - царя Берендея и Бермяту, и на "народ", о котором они говорят. Зрители, сидящие в зале, видят меня с Бермятой на сцене, видят то же самое по телевизору и видят самих себя, понимая, что речь идет и о них. Этот прием имеет большой успех. Это очень удачная находка Еланской! Почему люди, сидящие в зале, хлопают, смеются? Потому что отцы нации якобы пекутся о нас, а на деле мы сейчас выйдем из зала и вернемся к своим нищенским зарплатам, к постоянному росту цен, к разнице между тем, о чем толкуют СМИ, и своей реальной жизнью. И вот на этом противопоставлении народа и власти, которое у русского человека засело где-то на подсознательном, генном уровне, мы и играем. В этой сцене я придумал, чтобы на столе стоял "флажок государства". Кроме того, формат листков, по которым Берендей читает обращение к народу, соответствует формату листков, по которым наш президент читает свои обращения. Он очень часто и хорошо говорит сам, но в какие-то минуты, может быть продиктованные протоколом, он достает из кармана листки; я скопировал их, сверяя по телевизору.

Берендей - Д. Ячевский
Елена Прекрасная - Е. Елова
Обратимся теперь к Снегурочке. В истолковании нашего театра это девушка из провинции, незаурядного ума, с большим самомнением и достаточно жестким характером, которая приезжает покорять столицу. Но она лишена самого главного, о чем и писал Островский, - умения любить. Когда Лель выбирает не ее, а Купаву, может быть менее привлекательную внешне, но гораздо более богатую духовно девушку, она не может с этим смириться. В этом ее трагедия: разум и чувства приходят в противоречие, ее внутренний мир теряет гармонию. В одной из сцен с Лелем Снегурочка говорит ему: "Возьми меня… Хорошенький-пригоженький, возьми!" - и дает понять, что готова отдать ему свою девичью честь. У Островского Снегурочка просит Леля взять ее с собой встречать солнышко, никакого сексуального значения эти слова не имеют. Но поскольку мы себе позволяем вольничать с автором, то и в этом эпизоде театр спроецировал ситуацию пьесы на сегодняшний день. Я ни для кого не открою секрета, если скажу, что наша жизнь с каждым годом становится сложнее, агрессивнее, жестче. Ни для кого не тайна, что девушки из ближнего и дальнего зарубежья, стоящие на обочинах дорог, продают себя, чтобы заработать на жизнь. Перенесем эту ситуацию на спектакль: Снегурочка, чтобы стать невестой первого парня, готова отдать все, что у нее есть, чтобы достичь цели. Она и предлагает Лелю всю себя. Вместе с тем она горячо хочет любить, хочет познать, что это за чувство, но вот такими средствами. Погрешили мы против художественной правды? Я так не думаю.

Снегурочка - Е. Ишимцева
Если взглянуть на некоторые другие образы "Весенней сказки", в них тоже можно обнаружить подобные "отсылки". Кто такие Бобыль и Бобылиха? Еланская нашла вполне подходящую аналогию - это сегодняшние бомжи, люди спивающиеся. Далее, Елена Прекрасная - "леди" второго лица государства, Бермяты. Поскольку муж постоянно занят на работе, она ищет любви, это было написано сто лет тому назад. А чего ищут жены наших современных больших начальников и олигархов, не имеющих времени на любовь и ласку, чего так жаждут женщины? Жены ищут другого, кто мог бы ответить их тайным желаниям. Кто такой Лель? У нас он - байкер, рокер, музыкант с гитарой, поэт, вольный человек, человек без прошлого, без настоящего и без будущего, человек-ветер, человек-стихия. У Островского это пастух. А кто такой пастух? Это вольная душа: поле, ты и природа. И современный аналог этому состоянию человека мы нашли - рок-музыкант. Кто такой Мизгирь? Богатый, красивый молодец, как пишет Островский, "отецкий сын", который осыпает всех деньгами, всех покупает. У нас он появляется, помахивая брелком сигнализации, ключами от автомобиля, в руках у него мелькают денежные купюры, похожие на доллары. Естественно, некоторые слабые духом берендейки готовы отдать себя в руки богатого человека.

Берендей - Д. Ячевский
Бермята - В. Куприянов
То, что театр по-новому, современным языком заговорил со зрителем на "Снегурочке" Островского, мне представляется самым главным завоеванием спектакля и режиссера Еланской. Конечно, театр рискнул, вызвал на себя огонь из всех орудий: как это они могли так неуважительно обращаться с классикой и так ее осовременивать… Но мы считаем, что это может быть интересно зрителю. Любой театр имеет право на эксперимент, мы таким увидели это произведение, а дальше зритель уже сам решает, нравится ему это или не нравится. И похоже на то, что зритель принял спектакль благосклонно. Тем более то, о чем здесь говорилось, касается внешнего рисунка ролей, оформления и т.д., а главное, большое человеческое содержание пьесы Островского - о смысле жизни, о любви, о природе, о смене поколений - все это осталось, но все "одето" вот в такую необычайную форму.

Увеличить

См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005