Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
15.04.2003

Людмила Максакова: «Куда ж нам плыть?»

Почему только критики рассуждают о театре и оценивают спектакли? Нельзя ли спросить мнение о современном театре, например, артиста, режиссера? Мне интересно было бы почитать.
И. Пирогова, Москва

Предлагаем вниманию читателей беседу с популярной актрисой театра и кино, народной артисткой России Людмилой МАКСАКОВОЙ. Она создала на сцене Театра им. Вахтангова ряд великолепных, необычайно женственных и по-вахтанговски экстравагантных образов. Среди ее ролей Коринкина в спектакле "Без вины виноватые" (удостоена Государственной премии России), Графиня в "Пиковой даме" (премия им. Станиславского); Виржини в "Чуде святого Антония" - спектакли П.Н. Фоменко; Анна Каренина в спектакле по роману Л.Н. Толстого, Паола в "Даме без камелий", Луиза в "Я тебя больше не знаю, милый" - спектакли Р. Виктюка; Мамаева в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты", Книппер-Чехова в "Насмешливом моем счастье" - спектакли А.И. Ремизовой; герцогиня Мальборо в "Стакане воды" - спектакль А. Белинского и многие, многие другие. По приглашению художественного руководителя Театра на Покровке С. Арцибашева Л. Максакова сыграла роль Элизабет в спектакле "Сон". Редакция не случайно обратилась именно к этой актрисе с просьбой поделиться своими театральными впечатлениями, мыслями о том, что сегодня происходит в театральном искусстве.

- Людмила Васильевна, в театральном мире известно, что вы из тех актрис, кто часто ходит в театр, интересуется работой друзей и коллег. Как вы выбираете спектакли? Вас привлекает театр, актер, название пьесы?

- Я вообще рассматриваю театр как единое театральное пространство. Для меня не существует деления: у вас, у нас, где-то там… Главное для меня - что же сегодня отсутствует на сцене, а может быть, начинает возрождаться? Вот я и хожу в поисках того, за кем мы все-таки пойдем, "куда ж нам плыть"? Конечно, хотелось бы плыть за Петром Наумовичем Фоменко, но так случилось, что вначале он был у нас в театре, потом организовал свою Мастерскую, затем ему дали собственное помещение… В общем он уплыл… К величайшему горю, потому что его союз с нами - я говорю о спектакле "Без вины виноватые", который буквально взорвал театральную Москву (затем последовали "Пиковая дама" и "Чудо святого Антония"), - открыл у него второе дыхание (он всегда был гениальным режиссером). Видимо, мы друг другу очень подошли. Его уход я рассматриваю и как свою личную трагедию, считаю его своим учителем. Актеру всегда нужен режиссер, а найти своего режиссера - величайшее счастье актера.
Но нужно же что-то делать, господа… Можно ждать, а можно что-то предпринимать. Вот этот поиск и заставляет меня бегать в театры и смотреть, кто что делает.

- Если на спектакль идут отрицательные отзывы, это вас не останавливает? Вы, например, видели "Имаго", который критика приняла довольно холодно?

Элиза - А. Вертинская,
Хиггинс - В. Симонов,
"Имаго (Pigmalionium)",
Проект П. Каплевича и продюсерского центра Face Fashion
- Я подхожу с другими оценками к спектаклю. Спектаклю прежде всего предшествует длительный творческий процесс, и нельзя столь схематично оценивать результат: хорошо - плохо. Каждый участник мечтает о высокой оценке результата. Я люблю Анастасию Вертинскую. Когда Настя поступала в Училище имени Щукина, она читала прозу Альберто Моравиа и "Подъезжая под Ижоры" Пушкина. Это я помогала сделать ей программу к вступительным экзаменам, поэтому мне всегда интересна ее жизнь в театре. Настя человек талантливый, и в "Имаго" она сделала интересную попытку определить и выразить свое отношение к сегодняшнему миру. Мы воспринимаем сейчас актера просто как человека, произносящего чужой текст "не своим голосом". Но артист - это художник, большое "Я". В России актеры всегда были властителями дум. От того, какой актер играет Гамлета, будет и соответствующий спектакль "Гамлет". В самом назначении актера на роль уже заложена концепция спектакля, а вовсе не в том, что режиссер наденет на актеров камуфляжную военную форму, как это сделал Петер Штайн, думая этим приблизить Шекспира к сегодняшнему зрителю, а в результате бесконечно удалил. Его "Гамлет" такой далекий от меня и такой не про меня! Наверно, режиссер решал какие-то свои проблемы, может быть, немецкие, но это не русский Гамлет. Это не Владимир Высоцкий, который задевал душу. Из всех Гамлетов, каких я видела, его был мне ближе всех. Мне также были интересны в этом спектакле Таганки Вениамин Смехов - Клавдий и Алла Демидова - Гертруда. Сейчас я хочу посмотреть "Гамлета" в Театре им. Станиславского.

Андрия - Ч. Хаматова,
"Мамапапасынсобака",
Театр "Современник"
- Какое ваше самое сильное впечатление в этом сезоне? - Самое сильное, оглушающее впечатление - феерическая работа Чулпан Хаматовой в спектакле "Современника" "Мамапапасынсобака". Я сидела и думала: это про моего Петьку. Встретила кого-то на улице и слышу: это про моего… и так далее. Это так пронзительно узнаваемо и так попадает в сердце… "Мамочка, папочка, только не умирайте!.." Я вспоминаю и готова зарыдать. Театр должен потрясать, а это потрясает! В театре зрители должны или плакать или смеяться. Когда не происходит ни того ни другого, то это уже другой вид театрального искусства: или чтецкий театр, или еще какой-то… Но это не тот театр, который захватывает сердце зрителя. Завоевывать их сердце - в этом и состоит наше актерское предназначение: сопричастие, сопереживание, сочувствие.

- Что еще вам запомнилось из спектаклей?
Обломов - В. Скворцов,
"Облом off"
Центр драматургии и режиссуры
- "Облом off" М. Угарова в Центре М. Казанцева и М. Рощина. Изумительный Обломов - Владимир Скворцов, пронзительный, трагический. Фонд имени Станиславского, где я член жюри, дал им премию за этот великолепный спектакль. То, что делают Казанцев и Рощин, - замечательно! Они дают возможность развиваться молодым дарованиям! Как это важно! Может быть, после этого им дадут новое помещение, а пока они в довольно тяжелом положении. Но благородное дело всегда будет вознаграждено и получит поддержку. И еще из театральных впечатлений: сейчас в театре Вахтангова молодой, очень талантливый актер Павел Сафонов репетирует "Чайку" Чехова. Он сделал потрясающую работу в училище Щукина: спектакль "Прекрасные люди" - так он назвал пьесу "Месяц в деревне" Тургенева и тем самым выразил свое, очень яркое, отношение к этой пьесе. А наш художественный руководитель Михаил Александрович Ульянов сделал ему благородное, смелое предложение - поставить в нашем театре любую пьесу, которую выберет Паша. Актеры - живые люди, они с удовольствием посмотрели его спектакль в училище и согласились участвовать в "Чайке". Это и Юрий Васильевич Яковлев (Сорин), и Сергей Васильевич Маковецкий (Тригорин), и Вячеслав Анатольевич Шалевич (Дорн), и ваша покорная слуга - Аркадина… Все с радостью репетируют у молодого режиссера.
В свое время я хотела пригласить к нам в театр на постановку Сергея Арцибашева. Он собрался ставить с нами Чехова, но что-то не случилось, и он сказал мне: "Хотите со мной работать, приходите ко мне в театр, у меня есть замечательная пьеса, играйте в ней". Арцибашев еще сказал: "Я хочу, чтобы все знали, что Максакова - психологическая актриса, я хочу открыть вас с совершенно другой стороны. Если хотите провалиться вместе с нами, или - наоборот, могу вам такую возможность предоставить".

Ханна - В. Светлова,
Элизабет - Л. Максакова,
Сусанна - Т. Яковенко
"Сон", Театр на Покровке
- Что-то новое вы открыли для себя, поработав в этом театре? - Там работают хорошие, преданные театру люди. В такой атмосфере всегда очень интересно работать. А Сергей Николаевич стал моим большим другом.

- Где вы собираетесь еще сыграть, кроме "Чайки"?

- У меня сейчас огромный проект с Эймунтасом Някрошюсом: буду играть в "Вишневом саде" Раневскую. Это международный проект, приуроченный к столетию первой постановки "Вишневого сада" на сцене Художественного театра. Его осуществляет фонд Станиславского.

- Вы давно преподаете в Щукинском институте. Что за племя, что за "смена" там подрастает?

- Всякая, разная. Это зависит от набора, от художественного руководителя, который набирает курс. Потрясает то, что, несмотря на финансовую бесперспективность, страсть быть артистом превыше всего. Она побеждает!

Увеличить

См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005