Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Александр Вислов
12.04.2003

«Ревизор с развязкой», Н.В. Гоголь

«Ревизор сыгран, и у меня на душе так смутно, так странно», – писал Гоголь Пушкину в мае 1836 года после премьеры пьесы в Александринском театре. К досаде на актеров, не понимавших его творения, примешивалась обида на часть публики, увидевшей в произведении пасквиль, издевательство над Россией. Гоголь переживал мучительно, долго. Спустя десять лет после премьеры писатель сочиняет сценку «Развязка «Ревизора», где устами Первого комического актера, Михайлы Семеновича Щепкина, пытается объяснить, что ревизор – это «наша проснувшаяся совесть», а изображенный в комедии уездный город – это не реальный, а «наш душевный город», временное, а не вечное искривление души русского человека. Театр «Глас» рискнул включить в спектакль гоголевскую «Развязку», и оказалось, что это не выглядит искусственной вставкой. Очевидно, замысел был продиктован верой в красоту и смысл гоголевского слова, исполнители прониклись болью писателя за Россию, а не только карикатурными возможностями пьесы. Оказалось также, что сквозь комедию явственнее проглядывает ее трагический смысл. Эту двойственность можно расслышать и в музыке к спектаклю. Общий тон постановки – скорее «пиано», чем «форте» – задает Городничий (Никита Астахов), на все взирающий со снисходительной грустью. Актер выбрал для роли приглушенные краски, оставив комедийную изобразительность на долю Тамары Спиричевой (Анна Андреевна) и Юлии Сулес (Марья Антоновна). Сцена взяток построена как сон-наваждение Хлестакова; денежные бумажки падают на него откуда-то сверху, а не передаются чиновниками из рук в руки. Не случайно, должно быть, и то, что роли Хлестакова и Гоголя исполняет один актер, Александр Захарьев. Известно, что первый исполнитель роли Городничего в Малом театре Щепкин не согласился с «Развязкой «Ревизора»: актеру был дорог и необходим театральный гротеск гоголевских характеров. И вот спустя полтора века в тот исторический спор включился современный театр, возможно впервые доказав, что гоголевская поздняя трактовка имеет право на существование и в духовном, и в художественном смысле.

Режиссер Н. Астахов. Художник В. Туркин. Композиторы С. Жуков; Йо Спорк (Голландия). Балетмейстер В. Кирсанов. Режиссер К. Белевич.



Увеличить

См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005