Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Александр Вислов
09.09.2002

«Утиная охота», А. Вампилов

Это попытка театра набросать черты «лишнего» человека, продолжившего шеренгу так называемых «живых трупов» – чеховского Иванова, толстовского Федю Протасова и других. В этом же ряду и вампиловский Зилов. Зилов (Константин Хабенский) во многом повторяет судьбу Иванова: так же обманывает прекрасную женщину, свою жену (Марина Зудина), так же пытается связать свою судьбу, а вернее сказать, цепляется за совершенно не нужное ему юное создание (студентка Школы-студии МХАТ Ольга Литвинова). Изолгавшийся и спившийся до галлюцинаций, он не различает сон и явь. Четверть века назад Олег Ефремов в роли Зилова на сцене МХАТ мучительно пытался нащупать пальцем ноги спусковой крючок охотничьего ружья: его героя, разочаровавшегося в жизни интеллигента, трясло от страха перед смертью и бессилия перед жизнью. Приглашенный сегодня на эту роль из петербургского Театра им. Ленсовета К. Хабенский начинает почти с той же мизансцены, какой закончилась линия Зилова – О. Ефремова: его трясет уже в первом появлении перед зрителями. Такой невероятный психофизический градус актер поддерживает на протяжении всего спектакля – это что-то вроде самосожжения или непрекращающегося нервного припадка, подпитываемого постоянными прикладываниями к рюмке. На глазах он превращается в человека паясничающего, рыдающего и издевающегося над друзьями, представление о которых искажено его воспаленным воображением. На самом деле теряет человеческое лицо он сам, предав близких ему женщин, память отца и даже собственную скромную мечту-символ – утиную охоту. В одном из эпизодов спектакля герой бросает ключи, отказываясь от собственной квартиры. Сегодня этот жест можно воспринять как «шанс» влиться в миллионную армию «живых трупов» – бомжей. В решительно отчаянном исполнении К. Хабенского в его герое различается человек, не пожелавший жить как все, без оснований возомнивший себя выше других, предавший все святое, неудачно пытающийся сыграть в жизни жанр трагического гротеска. Духовная драма Зилова, а точнее – его душевная болезнь – не портрет современника, не история души, а некое предостережение театра, в художественной памяти которого заложены судьбы и других людей, бросавших вызов богу и морали. Можно осуждать злую шутку его друзей, пославших ему, живому, надгробный венок, но в данном случае это перст судьбы. Режиссер А. Марин. Художник В. Комолова. Балетмейстер Р. Ходоркайте.

См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005