|
|
Smile_iC
29.05.2003
Поиски живого театраКаждый год весной коридоры театральных институтов заполняются талантливой молодежью, рвущейся в артисты. Что ожидает их на пути к этой профессии? Как сложится их творческая судьба? Что каждый из них предпочтет - искусство или ремесло? Актерская (да и режиссерская) профессия привлекает сотни мальчиков и девочек своим кажущимся глянцем, публичностью и непрекращающимися овациями. Кажется, вот я поступил в театральный институт, и передо мной открыты все двери в большое искусство. Однако нынешняя ситуация с востребованностью молодых театральных актеров и режиссеров напоминает контрастный душ. С одной стороны - в последние годы молодежь занимают в спектаклях и проектах все больше, а с другой - происходит перенасыщение актерского и режиссерского рынка в целом. В результате постепенного упрощения драматической составляющей всякого театрализованного действия права актера на творчество узурпируются, и он превращается в марионетку. Думать и понимать становится «немодным» как для зрителей, так и для актеров- режиссеров. Яркость заменяет мысль, а обертка - содержание.Но попробуем представить ту редкостную ситуацию, когда никаких обязательств, кроме как перед собой, у театра нет и можно работать исключительно на свою собственную программу. Когда нет обязательств - спонсоры, рейтинги, публичность, модность, массовый вкус, - нет никаких благ. Нет ничего, кроме работы. И – зрителя , своей, найденной и завоеванной, думающей аудитории. Есть в Москве и такие театры. С зарплатой там дела обстоят похуже, чем с работой. И знают о таких коллективах немногие. Прорывы вроде проектов Гришковца - скорее исключение. Еще один из счастливых примеров: профессиональный московский театр КлассТЕАТР //Режиссура как практическая психология. КлассТЕАТР - городок в табакерке Актеры, составляющие труппу КлассТЕАТР а, воспитаны опытными театральными педагогами под руководством к.п.н. Александры Петровны Ершовой - дочери известного театрального педагога и методолога Петра Ершова, автора многих книг по театральному искусству, соавтора академика Павла Симонова в работе об информационно-потребностной концепции личности и ряде других работ, касающихся теории эмоций. Второй лидер театра - театральный педагог, доктор педагогических наук Вячеслав Букатов. Творческий и учебный центр, существующий при театре, - это и курс актерского мастерства, это и методологические и практические исследования в области педагогики и режиссуры поведения учителя на уроке, психологические практикумы, мастер-классы и лаборатории, и работа над фольклорными проектами. Художественный руководитель театра им. Пушкина Роман Ефимович Козак в свое время был знаком и с Петром Ершовым, и с работами КлассТЕАТР а: «...Ясно, что этот человек (П.М.Ершов. - Прим, автора) обладал каким-то своим корневым взглядом на обычные традиционные вещи. Но взгляд не просто какой-то новаторский с точки зрения новации, ради новации, а именно корневой взгляд. Он объясняет вещи традиционные. Именно традиционные, потому что в слове «традиция», на мой взгляд, заключены самые положительные аспекты. Традиционный - если идти от слова «традиция» - это как раз то, что необходимо сохранять, ведь это единственное, что нас может вообще удержать на земле... ...Александра Петровна Ершова позвала меня как-то на занятия, я приехал и увидел, что это очень интересно, хотя я (и это очень хорошо) никакого крутого авангарда, который не схож с тем, что я представляю о системе Станиславского, не увидел. Это вполне осязаемые поиски живого театра. Это как одно из средств найти живой театр...» Около восьми лет понадобилось, чтобы заложить основу труппы КлассТЕАТР а. Процесс обучения актерскому мастерству - это воспитание не просто студентов, но и единомышленников, коллег, последователей. А совсем недавно у театра появился свой настоящий дом. 2003 год для КлассТЕАТРа начался в новом зале, который предоставила Управа района Ясенево ЮЗАО г. Москвы. До этого спектакли игрались на самых разных московских театральных площадках и в музеях. И хотя проблем с новым помещением еще очень много, а актерам приходится в перерывах между репетициями работать столярами и плотниками - ввинчивать саморезы, вколачивать гвозди и пилить доски, изготавливая декорации для будущих спектаклей, это создает ту самую атмосферу единства, в поисках которой находятся многие академические театры. Актеры созидают дом - ТЕАТР , в котором всегда рады встречать своих зрителей. Новое помещение КлассТЕАТР а сравнительно небольшое. Зрительный зал вмещает чуть больше сотни человек. И даже это театр сумел сделать своим преимуществом. Пространство по-разному обыгрывается в каждом спектакле, становясь то уютно-камерным, то разворачиваясь до бескрайних снежных степей, а зрители всегда оказываются будто бы внутри действия. Сегодня в репертуаре КлассТЕАТРа более десятка спектаклей по пьесам А.Н.Островского, А.Вампилова, Н.Садур, А.П. Чехова, Д. Осборна, А. Арбузова и др., а также собственные фольклорно-этнографические проекты. Легкие и лиричные, играют в КлассТЕАТР е и детские спектакли. Давний друг театра - актриса Московского академического театра имени Маяковского Евгения Симонова, присутствовавшая на презентации, - отозвалась о КлассТЕАТРе и системе П.Ершова так: «Наблюдая за работой актеров КлассТЕАТР а, мне захотелось опять вернуться к учебе. Система Петра Ершова стала бы для меня замечательными курсами повышения квалификации, если такие могут существовать для актеров и режиссеров. Эти методики нужно обязательно преподавать во всех театральных учебных заведениях, и я рада, что многие из них обращаются к системе Ершова в поисках повышения качества подготовки актеров. Театральное образование и профессиональный уровень актеров от этого очень выиграют. Петр Ершов был одним из наиболее ярких и заметных театральных деятелей и педагогов в истории российского театра». КлассТЕАТР info@klass-teatr.ru источник: : Театральная Афиша Столицы
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|