|
|
Александр Вислов
22.03.2002
«Король Убю», А. Жарри
|
Король Убю – А. Калягин | Даже сегодня эта пьеса смущает непристойностью выражений – можно себе представить, что творилось в зрительном зале 100 лет назад, когда она была поставлена впервые. Но не только вольным обращением со словом отличалось это произведение. Драматург сбросил с пьедестала почета основные ценности классической драмы: герой, сюжет, психология, а заодно с этим такие понятия, как государственная власть, революция, война – все превратилось в издевку, фарс, игру. Но на месте развалин возникла отнюдь не бессмыслица, недаром считается, что эта пьеса стоит у истоков европейского театра абсурда. Интуиция подсказала юному драматургу, почти подростку Альфреду Жарри, что предгрозовое время конца XIX века не всегда можно отразить в формах жизнеподобия. В театре «Et cetera» пьеса поставлена как история плебея, захватившего королевскую власть в Польше и объявившего войну России. Новоявленный король с не меньшим усердием обирает крестьян и дубасит их палками, чем это проделывала власть аристократов. И все так же виселицы выглядят частью городского пейзажа. Перед сражением король цинично продает противнику преобладающую над местностью высоту, «с которой простреливаются все наши войска». Бессмысленно гибнут солдаты, ползущие под пулями за горчицей, без которой король не ест сосисок. В спектакле преобладают приемы цирковой буффонады, в которой нельзя не увидеть пессимистического подтекста. Александр Калягин мастерски объединяет в образе главного героя и объект и субъект творящегося абсурда истории. Герой оголтело разрушает, убивает, предает и сам же с маской чаплинской невозмутимости наблюдает за содеянным. Печальные глаза клоуна обращены к зрителю с вопросами, на которые нет ответа ни по ту, ни по другую сторону рампы.
Режиссер А. Морфов (Болгария). Художник Э. Капелюш. Пластические сцены и хореография – С. Грицай.
См. также:
|
|
|