|
|
Жанна Филатова
24.01.2021
Назад в СССРТЕАТР ИМ. А.С. ПУШКИНА С. ДОВЛАТОВ «Заповедник» «Эмиграция из СССР весьма условно делится на четыре потока: политический, экономический (бытовой), художественный и, так сказать, авантюрный. Я, видимо, принадлежу к художественному потоку. Я не был диссидентом, не участвовал в политической борьбе, я всего лишь писал рассказы, которые никто не хотел печатать», – писал Сергей Довлатов в 1984 году. «Заповедник» Довлатова сложно дается театру, зачастую на сценических подмостках становясь повествованием с невыразительным сюжетом. Этого не произошло со спектаклем Театра имени Пушкина во многом благодаря инсценировке Игоря Теплова, сделавшего главного героя центром полуфантастического мироздания под названием музей-заповедник «Михайловское». Зрелище получилось лихое, энергичное, с крепким интригующим сюжетом и яркими, на грани фарса, актерскими работами. С помощью компьютерной графики на экране возникают самые разнообразные картинки – от пейзажей до анимационных сюжетов. В этом полусказочном мире возможно абсолютно все, потому что это жесткая, временами злая, временами печальная, а временами и ужасно смешная пародия на советскую эпоху, где абсурд стал нормой и никто этого не замечает. Никто, кроме писателя Бориса Алиханова в глубоком, тонком и умном исполнении Павла Баршака. Его герой приехал в заповедник, чтобы разобраться в себе и своей жизни, в отношениях с семьей и самим собой. Он много пьет, много думает, наблюдает за странными существами, которых искалеченная советская система превратила в калек, как моральных, так и физических. Они вызывают у главного героя, а вместе с ним и у зрителей самые противоречивые чувства – от настоящей ненависти и презрения до жалости и сострадания. Сам Алиханов тоже весьма неоднозначен. В нем живет гордыня и чувство превосходства над окружающими. Но есть и нежелание понять свою жену, стремящуюся покинуть страну и обосноваться за границей, чистый эгоизм. Он не хочет отпускать ее от себя, потому что любовь к ней не исчезла из его сердца. В герое живет талант и желание дать ему свободу, но одновременно и саморазрушение. Жанр «Заповедника» определен как комедия, основанная на замечательных текстах Сергея Довлатова, но, думается, это настоящая сатира, в которой от трагического до смешного всего один шаг. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПОСТАНОВКИ: Е. ПИСАРЕВ. РЕЖИССЕР, ИНСЦЕНИРОВКА: И. ТЕПЛОВ. ХУДОЖНИК: О. КУЗНЕЦОВА. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|