|
|
Нина Карпова
21.09.2020
Абсурд любой войныТеатр «Школа драматического искусства» М. Вишняк «Кони за окном» Спектакль «Кони за окном», поставленный Олегом Малаховым, открыл московскому зрителю одного из значимых современных европейских абсурдистов – Матея Вишняка, занявшего прочное место на европейских подмостках. «Кони…» – три новеллы о войне, разыгравшейся вне времени и пространства, о войне без победителей и побежденных, о войне, которой пропитан мир. Пространство, сочиненное Ольгой Левенок, могло бы занять место в музее современного искусства как собрание инсталляций, овеществленных метафор и ассоциативных напоминаний: гора пластиковых кукол с крестом из двух палок, красный остов игрушечной лошадки, небольшой круглый экран с меняющимися изображениями (голова лошади, снаряды, взрывы, остановившиеся часы). У Левенок каждый бытовой предмет становится бытийным, разрозненные вещи связаны некой иерархией наглядных ценностей – от старых кружек до нового барабана Вестника, отбивающего даты войн, битв и сражений. В первом эпизоде Мать собирает Сына на войну, примеряет шинель, складывает чемодан. Простые действия совершаются нарочито долго и медленно, оба понимают, что это расставание навсегда. Вслед за автором, предложившим минимизировать количество актеров на сцене, режиссер поручает все женские роли Алине Чернобровкиной (она играет и Мать, и молоденькую Дочь, во втором эпизоде защищающую старого Отца от призраков его собственной незаконченной войны, и постаревшую Жену в третьей части: ее Муж вернулся живым, но душевно искалеченным). Актеры в каждом эпизоде меняют оптику. Брехтовское очуждение – здесь самый приемлемый ключ, чтобы вскрыть абсурдистскую пьесу, поиграть с судьбами и жанрами и сместить трагедию в сторону фарса. И актеры – Олег Малахов (Отец) и Федор Леонов (Сын и Муж) – точно обозначают границы абсурда, смешав вечный страх с сиюминутной пустотой. С наивной простотой Вестник (Олег Малахов) каждый раз будет рассказывать, как глупа и бессмысленна смерть и что нет в ней никакого геройства. Но, когда он вытащит на сцену бесконечную связку старых солдатских башмаков, на подошвах которых – останки растоптанного человека, этот образ срифмуется с апофеозом бессмысленной войны. Режиссер: О. Малахов. Художник: О. Левенок. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|