|
|
Ольга Фукс
20.09.2020
Однажды в НеаполеТеатр «Сатирикон» Мольер «Плутни Скапена» «Плутни Скапена», написанные ровно 350 лет назад (сам Мольер сыграл в них заглавную роль), пополнили обширную «мольериаду» «Сатирикона». Мольер брал «ингредиенты» для фарсовых «Плутней» отовсюду: пару сцен – из «Проученного педанта» Сирано де Бержерака, одну – из анонимной комедии «Жогне, или Одураченный старик», дух – у комедии дель арте. Константин Райкин тоже складывает свою игру отчасти из прежних «игрушек»: универсальные ширмы – из «Лекаря поневоле» (в идеале оба спектакля будут идти в один вечер), эпоху черно-белого кино – из «Лондон-шоу» (особенно стилистически точна Алина Доценко в роли гнусаво-цепкой «дамы с собачкой» Гиацинты, этакой пародии на Веру Холодную). А еще из неонуара братьев Коэнов «Перекресток Миллера», где главный герой оказывается между еврейской и итальянской мафией (Денис Суханов в роли коммерсанта Жеронта… Соломоновича помимо положенных мольеровскому герою жадности и наивности мастерски играет гремучую смесь гангстерской хватки и въевшегося с библейских времен страха). И, конечно же, новых «игрушек» – гэгов, заполняющих каждую минуту действия до плотности взрыва, разыгранного с помощью единственного предмета на сцене – барабанной установки. Из палочек Скапен Артема Осипова (в пару с ним играет Алексей Бардуков) мастерит крестообразную вагу для управления своим безвольным господином, превращенным слугой в смелую марионетку, зонтик, шампуры, трость, пистолет, половник и все остальное, дробью изображает биение сердца, «шаги Командора», драку и прилив вдохновения. Реактивный Скапен фонтанирует идеями устройства счастья (в двух отдельно взятых семьях, а там и мир подтянется), уморительно импровизируя на ходу – война план покажет. О том, что великий комбинатор, заигрываясь, не раз имел проблемы с законом, говорят его приблатненные ужимки и жесты – обратная сторона почти детской обиды и страха, что не поверят и не возьмут в новую игру, и такая же детская жажда быть любимым. «Плутни Скапена» – это, по сути, режиссерский спектакль плута, поставленный без пьесы, репетиций и застольного периода (лишь одному «актеру», Сильвестру Александра Гунькина, он успел преподать урок, всучив тому «Работу актера над собой» и получив великолепный результат), который будет сыгран на сцене жизни лишь однажды (как в последний раз). Он посвящен предельной остроте искусства, которую так хочется пожелать каждой маленькой компании, выходящей сегодня на сцену. Режиссер-постановщик: К. Райкин. Художник-сценограф: Б. Валуев. Художник по костюмам: М. Данилова. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|