|
|
Ольга Фукс
19.03.2020
«Чайка» с хештегомМХТ им. А.П. Чехова А.П. Чехов «Чайка» «Театрообразующая» пьеса «Чайка» вновь поставлена на сцене МХТ. Искать «новые формы» пригласили литовского режиссера Оскара Коршуноваса. «Фотографируйте (реклама сейчас дорогая) и выкладывайте в соцсетях с хештегом “чайкакоршун”, – призывает публику Дарья Мороз уже не вполне от своего имени, но еще и не совсем от лица своей героини Аркадиной, – только не путайте со МХАТом им. Горького». И зритель понимающе смеется: там – так называемая реконструкция 80-летнего шедевра, здесь – свое прочтение, свой риск, своя «Чайка» о театре и жизни, о том, как они проросли друг в друга. Таких реплик от себя в спектакле немало. «Да не собираюсь я слепнуть», – вскакивает Тригорин (Игорь Верник), когда Костя (Кузьма Котрелев) прямо в лицо сует ему всеядную камеру. Он даже не скрывает раздражения, которое вызывает у него этот великовозрастный нахал. Как не скрывают своих чувств и остальные герои, от Аркадины до Медведенко (Павел Ворожцов), который буквально упивается, бравирует своим убогим жалованьем и тяжелой жизнью. И разумеется, ненавидит Костю – не только из-за сострадания к Маше (Светлана Устинова), но и потому, что чувствует в ровеснике искру таланта, которой сам лишен. Люди лупят друг друга наотмашь эмоциями: получил удар от любимого – ударь любящего. Так, оскорбление от матери Костя переадресовывает Маше, которая запомнила, пропиталась его пьесой. Маша транслирует обиду будущему мужу. Новое время требует более «сильнодействующих» метафор и символов – и Костя не просто приносит к ногам Нины подстреленную чайку, а убивает птицу на глазах у нее. Старомодную опрятность чувств и человеческое достоинство, горечь понимания и великодушие сохраняет только седовласый Сорин (Станислав Любшин) – «человек, который хотел», но не смог толкаться локтями и идти по головам к цели. Костя (скорее режиссер, чем писатель) смотрит на мир сквозь объектив своей камеры – фильтр творчества, просеивает реальность в поисках золотых крупиц прозрений художника. Камера ловит ту вольтову дугу, которая натянулась между Тригориным и Ниной (Паулина Андреева) – начало его катастрофы. Спектакль оборвется с его выстрелом, ибо больше фиксировать реальность будет некому. Режиссер: О. Коршуновас. Сценография: О. Коршуновас, И. Комиссарова. Художник по костюмам: А. Кузмицкайте. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|