|
|
Елена Груева
19.12.2019
А был ли Хлестаков?Театр «Около дома Станиславского» Н.В. Гоголь «Ревизор» Редкая из несметного множества постановок «Ревизора» обходится без финальной немой сцены, так красочно описанной Гоголем. В театре «Около дома Станиславского» я впервые увидела спектакль, который и есть – одна огромная, прихотливо устроенная, немая сцена. Сочинил этот спектакль-инсталляцию ученик Юрия Погребничко, режиссер и художник Антон Фёдоров. В коробе из замызганной фанеры, лишенном примет хоть какой-то исторической эпохи, с прорезями и щелями вместо дверей, заваленном в беспорядке свернутыми больничными матрасами, время остановилось. То ли совсем, то ли только для его обитателей: мужчин в исподнем или в черных запахнутых наскоро пальто и галошах на босу ногу. На стене под нарисованным месяцем краской по неаккуратному трафарету выведены надписи «купцы» и «больные». Психушка, видимо. Или богоугодные заведения, представленные ревизору на досмотр. Или весь мир уже превратился в богадельню. Жители ее заторможены, с пластикой словно спелёнатых, шатаются от стены к стене, спотыкаясь о матрасы и натыкаясь друг на друга. Речь нечленораздельна, никто в глаза друг другу не смотрит. Будто в анабиозе все, и не проживают конкретный момент, а силятся связать всплывающие в нетвердом сознании навязчивые воспоминания. Хлестаков (Семён Штейнберг) тут «на новенького». Он еще способен на резкие порывы, изрядно пугающие окружающих. В минуты неясной угрозы к нему еще возвращается речь: «сто тысяч курьеров», «ряпушка», «суп из Парижа», «Пушкин» – слова как случайно под руку попавшие предметы, которыми он закидывает сгрудившихся вокруг людей в черном, отгоняя их от себя как крыс. Но вскоре и он затихает, укрывшись от мира сразу двумя матрасами. А что? И ничего. Лежишь себе, никого не трогаешь, ни за что не в ответе. Еще и тепло… В этом пространстве немоты зритель не столько следит за развитием интриги, сколько приглядывается к проявляющимся постепенно подробностям простой поначалу картинки. Никому не интересно, что станет с персонажами. Ясно, что с ними уже все стало. И как-то они уже с этим смирились. И возникает из памяти другая немая сцена. Та, где народ безмолвствует, ну или как здесь – мычит что-то неразборчивое.
Режиссер и художник: А. Федоров. Видеохудожник: Н. Федотова. См. также:
Vkontakte
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|