Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Татьяна Филиппова
04.10.2019

Ты царь, живи один…

Театр «Эрмитаж»

А.С. Пушкин, С. Есенин

«Цари»

 

Спектакль «Цари» похож на сон, который мог бы присниться Сергею Есенину, начинающему работу над «Пугачевым»: сочиняя свою драматическую поэму, он вступил в спор с Пушкиным, его «Историей Пугачевского бунта» и «Капитанской дочкой». Есенин считал, что Пушкин во многом неправ, и уж, конечно, сказал бы ему об этом при встрече. В спектакле Михаила Левитина поэты встречаются каждый со своей правдой. «За две строки сослать в Михайловское!» – негодует «черный сочинитель» (так в программке). «Дунькин муж!» – представляется, приподняв цилиндр, сочинитель «белый». А вслед за ними на сцену врываются, тесня друг друга, их герои – цари и самозванцы, Борис Годунов и Гришка Отрепьев, каторжник Хлопуша и бунтовщик Пугачев. И народ, который здесь чаще не безмолвствует, а поет голосами артистов Ансамбля Дмитрия Покровского.

В афише театра «Эрмитаж» «Цари» появились благодаря не самому приятному событию. Театр временно потерял свой дом: прекрасное здание с белыми колоннами и замечательной историей (в этом здании в 1898 году открылся Московский Художественный театр, а в 1913-м – Свободный театр Марджанова) закрылось на капитальный ремонт, и «Эрмитаж» был вынужден осваивать временную площадку на Новом Арбате. Пришлось внести изменения и в репертуар: зритель театра «Эрмитаж», тот зритель, который приходил на Хармса и Маркеса, смешался с новым, жестким, временами даже опасным. Левитин задумался о том, как сделать театр интересным и для такой публики тоже. Так в репертуар вошли «Свадьба Кречинского», «Дон Кихот» и «Цари».

«Цари», пожалуй, самый «арбатский» из всех: в этом спектакле есть энергия русской толпы, могучая, но иногда и разрушающая. Художник Сергей Бархин создал для него потрясающее пространство, материальное воплощение есенинской строчки «золотая дремотная Азия опочила на куполах». А сам спектакль вышел из другой строчки, пушкинской: «Ты царь, живи один…» Цари здесь поэты. Они переживут всех и будут свидетельствовать об эпохе. Но в финале на сцену выйдет не Пушкин и не Есенин, а человек в лагерном ватнике. Владимир Шульга читает монолог Емельки так, что тишина в зале просто звенит. А когда монолог заканчивается, и актер уходит, есть ощущение, что он вернулся туда, в арбатскую толпу.

 

Режиссер: М. Левитин.

Художник: С. Бархин.



Увеличить Увеличить Увеличить

См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005