|
|
Татьяна Филиппова
04.10.2019
Ты царь, живи один…Театр «Эрмитаж» А.С. Пушкин, С. Есенин «Цари» Спектакль «Цари» похож на сон, который мог бы присниться Сергею Есенину, начинающему работу над «Пугачевым»: сочиняя свою драматическую поэму, он вступил в спор с Пушкиным, его «Историей Пугачевского бунта» и «Капитанской дочкой». Есенин считал, что Пушкин во многом неправ, и уж, конечно, сказал бы ему об этом при встрече. В спектакле Михаила Левитина поэты встречаются каждый со своей правдой. «За две строки сослать в Михайловское!» – негодует «черный сочинитель» (так в программке). «Дунькин муж!» – представляется, приподняв цилиндр, сочинитель «белый». А вслед за ними на сцену врываются, тесня друг друга, их герои – цари и самозванцы, Борис Годунов и Гришка Отрепьев, каторжник Хлопуша и бунтовщик Пугачев. И народ, который здесь чаще не безмолвствует, а поет голосами артистов Ансамбля Дмитрия Покровского. В афише театра «Эрмитаж» «Цари» появились благодаря не самому приятному событию. Театр временно потерял свой дом: прекрасное здание с белыми колоннами и замечательной историей (в этом здании в 1898 году открылся Московский Художественный театр, а в 1913-м – Свободный театр Марджанова) закрылось на капитальный ремонт, и «Эрмитаж» был вынужден осваивать временную площадку на Новом Арбате. Пришлось внести изменения и в репертуар: зритель театра «Эрмитаж», тот зритель, который приходил на Хармса и Маркеса, смешался с новым, жестким, временами даже опасным. Левитин задумался о том, как сделать театр интересным и для такой публики тоже. Так в репертуар вошли «Свадьба Кречинского», «Дон Кихот» и «Цари». «Цари», пожалуй, самый «арбатский» из всех: в этом спектакле есть энергия русской толпы, могучая, но иногда и разрушающая. Художник Сергей Бархин создал для него потрясающее пространство, материальное воплощение есенинской строчки «золотая дремотная Азия опочила на куполах». А сам спектакль вышел из другой строчки, пушкинской: «Ты царь, живи один…» Цари здесь поэты. Они переживут всех и будут свидетельствовать об эпохе. Но в финале на сцену выйдет не Пушкин и не Есенин, а человек в лагерном ватнике. Владимир Шульга читает монолог Емельки так, что тишина в зале просто звенит. А когда монолог заканчивается, и актер уходит, есть ощущение, что он вернулся туда, в арбатскую толпу. Режиссер: М. Левитин. Художник: С. Бархин. См. также:
Vkontakte
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|