|
|
Ольга ФУКС
05.08.2019
От деда до БахаТеатр им. Вл. Маяковского Л. Петрушевская «Московский хор» Когда-то «Московский хор» Льва Додина поразил 16-летнего школьника Никиту Кобелева. Затем он стал москвичом, штатным режиссером Маяковки, и, перечитав «Московский хор» Людмилы Петрушевской, понял, что этот текст его не отпускает. В этой пьесе, насквозь пропитанной бытом, бытовое пространство невозможно из-за причастности к великой музыке (героини поют в хоре и готовятся к участию в Московском фестивале молодежи и студентов) и великой трагедии (война, сталинские репрессии и глобальный посттравматический синдром уцелевших). Художница Моника Портале «опрокинула» спектакль: зрители сидят на сцене, а убогий послевоенный быт с остатками роскоши (белая скатерть, старая лампа) вписан в великолепие театрального зала – метафора столицы, обрастающей сталинскими высотками и ютящейся по коммуналкам. Предельно неудобная для человека, тесная жизнь посреди просторов и богатых интерьеров «хорошеющей» Москвы – то самое «бытие», которое определяет сознание. За место под этой настольной лампой в квартире Лики самые родные люди готовы биться насмерть и писать доносы. Еще один сильный и беспроигрышный ход – портреты, которые вносят в зал и расставляют по креслам. На портретах – репрессированные родственники актеров (среди них, например, расстрелянный в 1937 году дед Евгении Симоновой), и эти лица создают сильную ауру. На балконе – портреты Баха, Перголези, Моцарта, наше общее достояние. А рядом с застывшими портретами мертвых актеры «Маяковки» рисуют чуть гротескные портреты живых, отчаянно цепляющихся за жизнь людей. Михаил Евланов – отставного полковника, живчика и бабника Сашу, который от военных подвигов сползает в болото семейных неурядиц. Валерия Куликова и Юлия Соломатина – двух подружек из хора, которые пробиваются сквозь бетон обстоятельств, как наглый и нежный веселый сорняк. Юлия Силаева и Наталья Филиппова – двух сестер из среднего поколения: истинную дочь своей матери-сталинистки и другую, точно рожденную по ошибке, – слишком тянется та к любви, прощению своей несуществующей вины, радости жизни, слишком дорого платит за свое родство. Татьяна Орлова и Евгения Симонова – двух сестер из старшего поколения: несгибаемую сталинистку Нету, в которой слились воедино палач и жертва. И Лику – олицетворение народной души, с ее мудростью, хитростью, долготерпением (порой поверх всякой логики) и витальной силой, на которой, кажется, почти все и держится до сих пор. См. также:
Vkontakte
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|