|
|
Ольга Фукс
22.05.2019
Уроки русского и жестовогоТеатр «Сатирикон» Д. Сидерос «Всем кого касается» Еще относительно недавно Константин Райкин доказывал, что в классике есть все темы и сюжеты. Но вот уже несколько раз подряд обращается к современным пьесам, не чураясь их терпкого языка и острых вопросов, выискивая их по разным драматургическим конкурсам («Всем кого касается» Даны Сидерос оказалась среди победителей «Ремарки»). Сюжет точно все время хочет обмануть наши ожидания: его тайны так и останутся тайнами, предлагаемые обстоятельства не изменятся, но тем ценнее то, что происходит с людьми независимо ни от каких обстоятельств. Обманет и завязка: в элитную школу попадают два брата, которые общаются между собой на собственном тактильном языке, изобретенном, чтобы выжить в детдоме, когда один не видел, а другой не говорил. В их языке есть «слова» для разных оттенков одного и того же состояния (казалось бы, непозволительная роскошь!), но из вербального языка немой брат смог освоить только слово «нет» как самое необходимое. Сознание зрителя, воспитанного на «Чучеле» и похожих сюжетах, ждет от этого сочетания непременной трагедии. Но мрачные прогнозы не сбываются, а катарсис приходит оттуда, откуда не ждали, – от забрезжившей надежды, что беды не случится, и лопнувший нарыв не загноится снова, хотя все поводы для тревоги остались на месте. В центре этой лихой школьной истории с детскими любовями, борьбой за лидерство, непростыми отношениями с родителями оказывается класс, который ведет «русичка» (Полина Райкина в роли учительницы играет со своими студентами, пополнившими труппу театра, и весь флер отношений вчерашней преподавательницы и новоиспеченных коллег только украшает спектакль). И это не случайно, ведь язык, главный способ общения, ярче всего выражает кризис общения: школьников учат работать над стилем, а между тем все нуждаются в повторении базовых вещей – сочувствия, сопереживания. Даже этой учительнице, о которой может только мечтать любой школьник, приходится выйти из брони своего имиджа справедливой и строгой наставницы с неизменной фразой «Как вам кажется, я должна вмешаться?» и всеми передовыми наработками педагогики. Растеряться, разозлиться, с открытым забралом ринуться в бой за другого, до боли испугаться за него. Без повторения этих пройденных, но давно забытых состояний нам не двинуться дальше. Касается всех. Режиссер-постановщик: К. Райкин. Художник: М. Гудкова. См. также:
Vkontakte
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|