|
|
Александр Вислов
21.02.2019
Жернова историиТеатр Российской Армии А. Солженицын «Красное колесо»
Зрителей ведут за кулисы, откуда открывается грандиозное пространство большой сцены Театра Армии – то ли самой масштабной драматической сцены Европы, то ли самой вместительной сцены вообще. Зрители рассаживаются по периметру одного из двух поворотных кругов. Вскоре включается механизм второго круга, и с помощью этой весьма простой, но действенной театральной метафоры запускается механизм пресловутого «колеса истории». Спектаклем в формате «зрители на сцене» трудно сегодня кого-то удивить (в ЦАТРА подобные опыты уже производились), однако для драматического воплощения историко-политической эпопеи Александра Исаевича Солженицына более подходящих – как ни крути! – и самого места, и конфигурации не подобрать. Грандиозное пространство, взмывающее вверх, к колосникам, темнота закулисья, обступающего импровизированный амфитеатр зрительного зала, одновременно манящая и пугающая, – идеальный сценический объем для предлагаемых обстоятельств тех поворотных «страшных лет России», которые скрупулезно исследует Солженицын. Режиссер и автор инсценировки, естественно, вынуждены были урезать размах 10 томов первоисточника и отобрать из множества «узлов» и завязей солженицынского полотна ключевые фрагменты, узловые точки отечественной истории. Восшествие на престол Николая II, убийство Столыпина (произошедшее, как известно, в театре, и этот момент выстроен с максимальной сценической выразительностью), казнь террориста Багрова, вступление России в Первую мировую, отречение императора, знаменитое путешествие в «пломбированном вагоне», прибытие будущего вождя мирового пролетариата на Финляндский вокзал… Многие из трех десятков реальных исторических персонажей спектакля отличаются замечательным сходством с «оригиналами». Но еще более замечательно то, что все они глубоко погружены как в фактуру времени, в том числе благодаря видеоряду на громадном, во все зеркало сцены экране, так и в обстоятельства столь важного для нас сегодня диспута, который продолжает вести – страстно и художественно, с прошлым своего Отечества и с его будущим – великий русский писатель Солженицын. Режиссер-постановщик: Б. Морозов. Художник: А. Глебова. Художник по костюмам: А. Климов. См. также:
Vkontakte
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|