Театральная Афиша
журнал апрель online театральный клуб ссылки третий звонок рекомендуем спектакли
Rambler's Top100




Место для рекламы
Алла Шевелева
22.02.2017

«ПСИХОЗ», С. КЕЙН

ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ

Провокационная пьеса Сары Кейн «Психоз 4.48» совершила революцию в театре конца 1990-х, когда, поставив точку в тексте, страдавшая от депрессии 28-летняя писательница в 4 часа 48 минут наложила на себя руки. Таким образом, ее смерть стала неотъемлемой частью пьесы, а само произведение разрушило границу между театром и реальностью.

В 2000 году зашифрованное послание представительницы поколения in-yer-face, к которому вместе с Кейн причисляют Марка Равенхилла и Мартина Макдонаха, было впервые поставлено на сцене Royal Court. Позже к нему неоднократно обращались режиссеры со всего мира. В уходящем сезоне свою версию культового текста в Электротеатре Станиславский создали Александр Зельдович и арт-группа AES+F, не раз представлявшая Россию на Венецианской биеннале.

Пьесу «Психоз 4.48» трудно уместить в какие-либо рамки. Непонятно, монолог это или диалог; в ней нет сюжета, есть только полифония смыслов и эмоций. Он весь соткан из интимных переживаний, игр разума и тотальной боли. Условная героиня проклинает мир и себя, просит о помощи, требует любви, молит о прощении, утопая в отчаянии, которое не в силах побороть.

Авторы спектакля разделили текст между 19 актрисами, дав возможность каждой почувствовать себя в спектакле и протагонистом, и частью хора. Для этого они разбили действие на череду эпизодов, каждый из которых имеет свою неповторимую интонацию. Они нарочно противопоставили трудному материалу насыщенное сочными красками, яркое и изобретательное сценическое решение. Участницы постановки взаимодействуют с виртуальной реальностью, встраиваясь в психоделические картины, которые проецируются на плазму задника сцены. Видеоарт и принцип отстранения помогают увидеть в подробно зафиксированном акте саморазрушения творческий акт.

Противоречивая многоликая женская природа, словно Гамлет, решает для себя «быть или не быть», бесконечно меняя образы и лики. Нежные и юные, роковые и умудренные опытом, героини фэнтези, пациентки психбольницы и их лживые врачи – героини спектакля создают единый портрет женщины наступившего века. Той самой, появление которой напророчила на рубеже столетий Сара Кейн. Женщины, которой пришлось разбить вдребезги безжалостную реальность, чтобы обрести желанную свободу.

Режиссер А. Зельдович. Художники-постановщики – арт-группа AES+F. Художник по костюмам А. Нефедова.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005