|
|
Елена Губайдуллина
27.01.2017
«ДОМ С БАШЕНКОЙ», Ф. ГОРЕНШТЕЙН
БЕЗ МАМЫ
На маленькую сцену РАМТа, где идет «Дом с башенкой», зрители попадают через небольшую комнату. Попутно разглядывают фотографии на стенах – увеличенные страницы из семейного альбома писателя Фридриха Горенштейна (1932 – 2002). Детство, юность зрелость, близкие люди, друзья, коллеги… На одном из пожелтевших снимков почти ничего не видно – вместо лица «белое пятно на твердой от клея фотографии». Стершееся изображение матери писателя – самая дорогая ему фотокарточка. Доверительный, личностный пролог к спектаклю не случаен. «Дом с башенкой» автобиографичен. Писатель потерял мать в детстве во время войны: она умерла на обратном пути из эвакуации. Спустя два десятилетия писатель так искренне описал свои давние переживания, что публикация рассказа в журнале «Юность» в 1963м стала настоящим литературным событием. Герой спектакля, волей режиссера Екатерины Половцевой ставший фотографом (его играет Максим Керин), пытается воскресить забытые черты мамы. Он чувствует чтото неуловимо родное в лице незнакомки (Мария Рыщенкова), пришедшей на фотосессию. Колдует над негативами и реактивами. В прозрачном резервуаре проявляются нежные черты женщины. Наверное, его мама была именно такой. Незримое присутствие дорогого человека, утраченного в раннем возрасте, ощущается всегда.
Действие чередует прошлое и настоящее. Пространство маленькой сцены, обрамленное обшарпанными водопроводными трубами, превращается то в подвал фотографа-шестидесятника, то в провинциальную больницу, то в вокзал, то в поезд. Воспоминания о военном детстве похожи на причудливую фантасмагорию. Мальчик (тот же Максим Керин, не играющий ребенка, но передающий состояние чистой, наивной души) – наблюдатель, а не участник происходящего. Как будто ему снятся уездный городок с домом с башенкой на центральной площади, торговка рыбой, прохожие и пассажиры, чужие люди, пытающиеся пригреть сироту… В гротескной многоликой толпе особенно неприятна жадная мещаночка, возненавидевшая «лишний рот». Играющая ее Анна Ковалева не жалеет беспощадных, злых красок. Даже среди ужасов войны одиночество переживается как трагедия, а боль от потери матери неутолима.
Сценическая композиция и постановка – Е. Половцева. Сценография и костюмы – И. Уколова.
См. также:
|
|
|