Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Татьяна Филиппова
27.01.2017

«ДЕНЬ ОПРИЧНИКА», ПО В. СОРОКИНУ

НЕ ПОДЧИНИТЬСЯ ПРИКАЗУ

Под названием стоит подзаголовок: «Антиутопия. Действие происходит через 100 лет после премьеры». Главный режиссер «Ленкома» Марк Захаров поставил спектакль по двум романам Владимира Сорокина – «День опричника» и «Теллурия». В первом дело происходит в условной России в конце третьего десятилетия XXI века. Страна отгорожена от окружающего мира Великой русской стеной, правит народом монарх, за порядком следит особая тайная полиция – тайный приказ, или опричнина. Провинившихся по­крупному казнят, совершивших мелкие проступки, например написавших крамольные стихи, публично порют. В «Теллурии» место действия – уже не только Россия, но и Европа, раздробленная на маленькие государства, новый Вавилон, смешавший и перемоловший и языки, и народы. Кельн отмечает карнавалом день победы над талибами, а московитяне говорят на смеси русского с китайским.
В спектакле Марка Захарова все не так страшно: на первый план выведена комическая сторона сорокинской сказки. Многие сцены вызывают в зале радостный хохот узнавания, например когда один из героев упоминает, как россияне взяли да и сожгли на Красной площади свои загранпаспорта с шенгенскими визами. Спектакль наполнен множеством гротескных персонажей. Развязная прорицательница Парасковья Мамонтовна (Татьяна Кравченко) шпыняет китайских прислужниц, жжет русскую классику и совершает привороты по государственному заказу. Простоватый Батя (Сергей Степанченко), глава опричного приказа, расхаживает с теллуровым гвоздем в голове и отдает распоряжения о казнях так добродушно, словно он – завхоз, а не начальник тайной полиции. Государь (Дмитрий Певцов), у которого в голосе властные нотки смешиваются с истерическими, пожалуй, единственный, кто не только смешон, но порой и отвратителен, и страшен, как воплощение государства, в котором происходят события спектакля.
День главного героя этой истории, опричника Андрея Комяги (Виктор Раков), простодушного и надежного, как и положено государеву слуге, на сцене «Ленкома» тоже проходит не так, как в романе. Обычный распорядок дня, состоящего из карательных акций, деловых поездок и сбора взяток, нарушает встреча с вдовой одного из наказанных опричниками придворного. Мудрая женщина, наделенная даром предвидения (Александра Захарова), меняет жизнь Комяги, ради нее он готов совершить невозможное – не подчиниться приказу. И, начиная свой день как опричник, к концу его Комяга становится свободным человеком.

Постановка – М. Захаров. Художник-­постановщик А. Кондратьев. Режиссер И. Фокин. Композитор С. Рудницкий. Хореограф­-постановщик С. Грицай. Художник по костюмам  И. Белоусова.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005