|
|
Татьяна Филиппова
27.01.2017
«ДЕНЬ ОПРИЧНИКА», ПО В. СОРОКИНУ
НЕ ПОДЧИНИТЬСЯ ПРИКАЗУ
Под названием стоит подзаголовок: «Антиутопия. Действие происходит через 100 лет после премьеры». Главный режиссер «Ленкома» Марк Захаров поставил спектакль по двум романам Владимира Сорокина – «День опричника» и «Теллурия». В первом дело происходит в условной России в конце третьего десятилетия XXI века. Страна отгорожена от окружающего мира Великой русской стеной, правит народом монарх, за порядком следит особая тайная полиция – тайный приказ, или опричнина. Провинившихся покрупному казнят, совершивших мелкие проступки, например написавших крамольные стихи, публично порют. В «Теллурии» место действия – уже не только Россия, но и Европа, раздробленная на маленькие государства, новый Вавилон, смешавший и перемоловший и языки, и народы. Кельн отмечает карнавалом день победы над талибами, а московитяне говорят на смеси русского с китайским. В спектакле Марка Захарова все не так страшно: на первый план выведена комическая сторона сорокинской сказки. Многие сцены вызывают в зале радостный хохот узнавания, например когда один из героев упоминает, как россияне взяли да и сожгли на Красной площади свои загранпаспорта с шенгенскими визами. Спектакль наполнен множеством гротескных персонажей. Развязная прорицательница Парасковья Мамонтовна (Татьяна Кравченко) шпыняет китайских прислужниц, жжет русскую классику и совершает привороты по государственному заказу. Простоватый Батя (Сергей Степанченко), глава опричного приказа, расхаживает с теллуровым гвоздем в голове и отдает распоряжения о казнях так добродушно, словно он – завхоз, а не начальник тайной полиции. Государь (Дмитрий Певцов), у которого в голосе властные нотки смешиваются с истерическими, пожалуй, единственный, кто не только смешон, но порой и отвратителен, и страшен, как воплощение государства, в котором происходят события спектакля. День главного героя этой истории, опричника Андрея Комяги (Виктор Раков), простодушного и надежного, как и положено государеву слуге, на сцене «Ленкома» тоже проходит не так, как в романе. Обычный распорядок дня, состоящего из карательных акций, деловых поездок и сбора взяток, нарушает встреча с вдовой одного из наказанных опричниками придворного. Мудрая женщина, наделенная даром предвидения (Александра Захарова), меняет жизнь Комяги, ради нее он готов совершить невозможное – не подчиниться приказу. И, начиная свой день как опричник, к концу его Комяга становится свободным человеком.
Постановка – М. Захаров. Художник-постановщик А. Кондратьев. Режиссер И. Фокин. Композитор С. Рудницкий. Хореограф-постановщик С. Грицай. Художник по костюмам И. Белоусова.
См. также:
|
|
|