Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ольга Фукс
24.01.2017

«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПРИНЯЛ ЖЕНУ ЗА ШЛЯПУ», О. САКС

ПРОПРИОЦЕПЦИЯ И ЭМПАТИЯ

Книга «Человек, который принял жену за шляпу» американского невролога и нейропсихолога, а заодно и писателя-популяризатора Оливера Сакса вошла в историю театра с оперой Майкла Наймана и спектак­лем Питера Брука. Но режиссера Никиту Кобелева и его единомышленников из Театра им. Маяковского, объединившихся в «Студию­off» (Павел Пархоменко, Юлия Силаева, Роман Фомин, Алексей Золотовицкий, Анастасия Цветанович, Ольга Ергина, Наталья Палагушкина, Нина Щеголева, Александра Ровенских), этот груз имен не испугал. Они сочинили свой спектакль для интимного пространства малой сцены, где между зрителями и артистами устанавливается почти такая же близость, как между врачом и пациентом. Спектакль состоит из новелл о людях, воспринимающих мир не так, как все.

Экстравагантная миссис потеряла способность видеть половину мира и принялась его догонять, бесконечно поворачиваясь направо. Две старушки слышат музыку в мозгу: одна мечтает избавиться от музыки и навеянного ею навязчивого воспоминания; другая вместе с музыкой возвращает себе идентичность, которая совпадает только с ее воспоминаниями о том, как в пять лет она с мамой была на концерте ирландской музыки – через всю пропащую пустую жизнь она рвется обратно, туда, где она была сама собой, а мир светился счастьем. Сотрясаемый страшным тиком парень выпрашивает себе «выходные» – без лекарств, но с приступами, которые так способствуют его игре в джаз­банде. Профессор музыки из музыкальных тем и фраз выстраивает себе картину мира, который он давно уже не видит, как должно, из­за опухоли в мозгу. Толстая осиротевшая беспомощная ­аутистка чувствует мир гораздо богаче здорового врача.

Никита Кобелев придумал геометрическую стройность для иррационального и непостижимого. Пациент из одной новеллы надевает халат и становится врачом в другой новелле, чтобы потом вновь вернуться пациентом или выйти за пределы сцены, занять сбоку место музыканта и играть ту музыку, которая звучит в пломбе, висках, памяти пациента. Врач описывает медицинскую картину боли, страха, экстаза и снимает на камеру лицо пациента. Видеопортрет похож и не похож на живое лицо, как похожа и не похожа на норму болезнь, которая порой возвращает человеку самое главное – его собственное я.

Постановка – Н. Кобелев. Художник по костюмам М. Бусыгина. Видео-художник Е. Кешишева.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005