Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Майя Крылова
19.01.2017

«ПИКОВАЯ ДАМА», П.И. ЧАЙКОВСКИЙ

ПРИЗРАКИ ПРОШЛОГО

Спектакль, сине­белый сценический интерьер которого перекликается с интерьером Музыкального театра, создан режиссером Александром Тителем, дирижером Александром Лазаревым и сценографом Сергеем Бархиным. Титель поставил спектакль о разрушении старого мира. По мнению режиссера, музыка Чайковского по настроению и фактуре куда ближе к нашим дням, чем к костюмному далекому прошлому. Титель к тому же уверен, что «русские оперы сегодня нуждаются в открытии, в новом эстетическом ключе», поэтому действие перенесено в начало ХХ века.

Перед нами столица Российской империи 1914 года. Уже идет Первая мировая война, а там и до революции недалеко. Внутри символической полукруглой колоннады (обобщенный знак дворцов и храмов города) живут офицеры в шинелях, марширующие в подражание взрослым дети и сестры милосердия. Под ногами персонажей то ли лужи от вечных питерских дождей, то ли намек на бесчисленные городские речки и каналы. Пастораль про пастушку, сделанная тут по мотивам комедии дель арте и блоковского «Балаганчика», похожа на спектакль декадентского теат­ра. И Графиня в этом спектакле – не старая рухлядь, пережившая свой век, а моложавая, стройная дама из богемных салонов. Девичий романс о могиле, сопровождаемый папиросным дымом, становится зловещим предсказанием. Герман, Лиза, ее жених и прочие жители выморочного города похожи на призраков прошлого, словно быстро листаешь книгу с картинками, которые нарисованы любителем модерна, стиля экзотической усталости. Да и дирижер Александр Лазарев проводит спектакль в быстром темпе, как будто сигналя слушателям оперы о быстротечной неумолимости времени.

Обреченность эпохи и обреченность судеб героев оперы концептуально перекликаются между собой. Об этом говорит финал спектакля, когда все персонажи исчезают со сцены, а безразличные к людям колонны сияют пустотой небытия. На таком фоне «растворение» Лизы в толпе и само­убийство Германа кажутся частными случаями мирового кризиса. И для Тителя не может быть иных судеб для людей, живущих в городе трагического величия – Петербурге.

 

Музыкальный руководитель и дирижер-­постановщик А. Лазарев. Режиссер­-постановщик А. Титель. Режиссер по пластике И. Ясулович. Художник-­постановщик С. Бархин. Художник по костюмам М. Данилова.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005