|
|
Алексей Гончаренко
15.12.2016
«ТРИ МЕШКА СОРНОЙ ПШЕНИЦЫ», В. ТЕНДРЯКОВ
«ГДЕ НАМ КУПИТЬ ХЛЕБОВ, ЧТОБ НАКОРМИТЬ ИХ?»
Действие повести Владимира Тендрякова, которую сразу же после написания в середине 1970х годов первым перенес на сцену легендарного ленинградского БДТ Георгий Товстоногов, происходит во время Великой Отечественной войны. В тылу областная бригада уполномоченных по изъятию хлеба ищет спрятанное деревенскими жителями продовольствие. Создателей нового московского спектакля по собственной инсценировке режиссера Вячеслава Долгачева и его многолетнего соратника Евгения Вихрева интересуют не только предлагаемые исторические обстоятельства голода и колхозной жизни, но и (что гораздо важнее!) борьба идей, которые стоят за каждым персонажем. Люди на сцене рассуждают об улыбке ребенка и цитируют Священное Писание, и все это – на практически пустой черной сцене с несколькими предметами, обозначающими конкретное место действия: кровать – чейто дом, стол с красным сукном – заседание обкома. Главные герои часто выходят на авансцену и, забывая о быте, рассуждают о бытии, ведут напряженные диалоги о счастье, жизни и смерти. Особенно интересно следить за ходом мысли и развитием убеждений основных антагонистов – уполномоченного по изъятию хлеба Божеумова (Тимур Пушков) и председателя сельсовета Кистерева (Михаил Калиничев), защищающего колхозников. Когда же на сцене вдруг появляется известный советский плакат «Не болтай!», он приобретает иной по сравнению с привычным философский смысл: в этом обществе выгоднее не рассуждать, особенно о принятых правилах, а согласно помалкивать вместе с большинством. Главный герой Женька Тулупов (Иван Ефремов), через судьбу которого проходит эта история, включен в комиссию по изъятию хлеба, но этот персонаж попадает в сложную ситуацию, которая пристала скорее молодым героям пьес эпохи классицизма. Он должен выбрать между долгом и чувством, в данном случае между следованием закону и поступком по совести. Конечно, ХХ век породил иной героизм, поэтому выбор сделать несколько легче, и его идеалистическая позиция «жить сердцем», по счастью, находит поддержку власть предержащих и временно побеждает.
Режиссер-постановщик В. Долгачев. Художник-постановщик М. Демьянова.
См. также:
|
|
|