Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Елена Левинская
15.09.2016

«БЕГ», М.А. БУЛГАКОВ

НИКТО НИКУДА НЕ ЕДЕТ

Как говорится, дожили. Пьеса Булгакова «Бег» о катастрофическом разломе общества идет сразу в трех московских театрах: темы гражданской войны, исковерканных судеб, эмиграции – вновь на пике актуальности. К тому же речь об обороне и сдаче Крыма войскам Красной армии, при этом линейного сюжета в пьесе нет, есть обрывочные «восемь снов» – простор для многообразия режиссерских построений. Короткий, чуть более часа, спектакль Александры Толстошевой, абстрагируясь от детальной конкретики пьесы, передает главное – извечную беспомощность человека перед ходом истории. Он сделан «при товарищеском участии» (так в программке) Юрия Погребничко, у которого Толстошева училась режиссуре, и отмечен всеми родовыми признаками театра «Около».

Форма «сна» здесь определяющая. «Сновидчески» призрачно течет действие. Горстка актеров на оголенной сцене не разыгрывает пьесу «в лицах» – ни полнокровия образов, ни внятно прочерченных взаимоотношений. Нет знаменитой фарсовой сцены игры в карты у Корзухина, нет и самого Корзухина. На первом плане не столько персонажи, сколько сам автор «Бега» – его смятение, его трагическое ощущение безумия вывихнутой реальности, разделяемое и создателями спектакля. Его «сон» – об утраченной малой родине, Украине, и одновременно высказывание театра о дне сегодняшнем.

Вокзальный голос в динамике: «С такого-то пути отходит поезд Петербург – Севастополь». Но никто никуда не едет. Толстошева, тонко чувствуя беззвучную музыку пластики, выстраивает медленное, как в бреду, синхронное кружение на месте обреченных, потерянных людей. Хлудов Сергея Каплунова, профессиональный военный, стремящийся выполнить невозможный приказ, сходит с ума: буквально лезет на стену в тщетной попытке вырваться. Но не вырваться никому – ни Голубкову (Георгий Авшаров), ни Серафиме (Элен Касьяник): Константинополь здесь все то же голое пространство, лишь добавляются матрасы на полу как знак бесприютной бездомности. Занавес из плюша багрово красен, люстры в чехлах из мешковины напоминают о «фонариках» Хлудова – о безвинно повешенных в мешках людях. И монолог Чарноты (Алексей Сидоров) про Киев звучит отчаянно нежно, как про потерянный рай.

Режиссер А. Толстошева. Сценография – А. Новоселова.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005