|
|
Ольга Фукс
15.09.2016
«В ПЫЛАЮЩЕЙ ТЬМЕ», А. ВАЛЬЕХОЖИЗНЬ ВСЛЕПУЮ Антонио Буэро Вальехо известен московскому зрителю по пьесе «История одной лестницы», первой же пьесы, которая была написана им после борьбы с режимом Франко и тюрьмой, где он чудом избежал смерти, – ее в 1990-х годах поставил в Театре им. Пушкина Юрий Еремин. «В пылающей тьме» в постановке Владимира Богатырева (Черная комната РАМТа) – второе обращение к его творчеству. Спектакль одновременно метафоричный (физическая слепота его героев перекликается с мотивом сна разума и отсылает к мировой классике от Эсхила до Метерлинка), исполненный театральной красоты (испанский колорит, маски-половинки, плащи и шляпы) и жгуче актуальный, ибо речь в нем идет об обществе, стремящемся к самоизоляции. На тесноту Черной комнаты (для игры остался лишь просторный угол) проецируется заданная замкнутость образцово-показательной школы для слепых, ученики которой свято (и слепо) верят, что счастливы. На их лицах – страстная отрешенность и тревожная внимательность людей, чьи остальные чувства обострены до предела. Они отвыкли от белых палок слепцов, научившись ориентироваться в замкнутом пространстве, которое считают почти раем, не зная, что их рай похож на тоталитарную казарму (жест, которым они приветствуют создателя этого рая, недвусмысленно напоминает фашистскую зигу). В их регламентированном раю прекрасно разошлись все роли: лидер, кумир, первая красавица, гуру… Пока однажды не приходит тот, кто расшатает эту конструкцию и научит сомнениям. Свободные в своем плену школяры слышат стук палки – новенький, Игнасио (Александр Девятьяров), не желает от нее отказываться и учить наизусть простое устройство золоченой тюрьмы. Счастью в окуклившемся мирке он предпочитает несчастье в бескрайнем мире и даже смерть, на которую идет почти сознательно. И вопрос, что лучше – жить вслепую, убедив себя, что такая жизнь и есть счастье, или мечтать о невозможном, о созерцании звездного неба, об иных мирах и не врать себе, что счастлив тем, что имеешь, – начинает всерьез беспокоить его однокашников. Этот внятный и ясный спектакль говорит еще и о живучести системы, которая с завидным постоянством выдавливает любого, кто посеял сомнения в ее справедливости, – хоть Христа, хоть слепого юнца, который органически не способен перестать чувствовать, перестать говорить и позволить себе страх. Режиссер В. Богатырев. Художник Л. Баишева. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|