|
|
Майя Крылова
13.09.2016
«ОСУЖДЕНИЕ ФАУСТА», Г. БЕРЛИОЗВСЕ, ЧТО ГЕТЕ ПРОПИСАЛ По инициативе музыкального руководителя Большого театра Тугана Сохиева в афише театра появился Гектор Берлиоз. «Осуждение Фауста», навеянное шедевром Гете, любимого автора Берлиоза, – нечто среднее между оперой и ораторией. Композитор предназначал этот опус для концертов, но история музыки распорядилась иначе: произведение стало сценическим. Эта вещь, как и все творчество Берлиоза, – для любителей музыкальной романтики. Страстная история любви и потери полновластно царит в «Осуждении»: композитор взял от Гете лишь часть смыслов, большей частью связанных с Маргаритой. Большой театр пригласил режиссера Петера Штайна, у которого солидный театральный опыт соприкосновения как с «Фаустом» (в драме), так и с жанром оперы. Штайн не стал переворачивать сюжет с ног на голову, да и нагружать музыкальный спектакль философскими смыслами не решился. В «Осуждении» словно зашифрован смешливый ответ консерваторам, требующим, чтобы на сцене все было «как сказано у композитора» – в его позапрошлом веке. Вместо убеленного сединами ученого на сцене изначально действует молодой и красивый Фауст – баловень своего эгоизма. Выражение «мается, не находя себе места» у Штайна показано буквально. Герой, лелеющий свою меланхолию, наблюдает за плясками крестьян, заслушивается знаменитым Венгерским маршем, под который умирают солдаты в бою, поет, стоя на скале, созерцательную оду о могуществе природы, посещает вместе с искусителем Мефистофелем городской кабак, переполненный гуляками. И тайно проникает в домик Маргариты, явленной ему в волшебном сне. Среди персонажей спектакля – сильфы и гномы, а также блуждающие огни, кружащиеся в менуэте. Под конец, когда Фауст, стремясь спасти Маргариту, подписывает договор с бесом, юноша обманом оказывается в пылающем аду. Он показан эффектно – не зря на постановку ушло 16 тонн металлоконструкций, которые монтируются около двух дней, а метаморфозы преисподней обслуживают 60 человек технического персонала. Спасенная Маргарита тем временем под разгорающийся свет и пение детского хора возносится к небесам. Так завершается история о том, что бесплодные умствования ведут к бесплодным чувствам, а грех уныния, смакования «мрачной тоски», о которой поет Фауст, – один из самых больших грехов: демоны приходят именно к унылым. Дирижер-постановщик Т. Сохиев. Режиссер-постановщик П. Штайн. Сценограф Ф. Вегербауэр. Художник по костюмам Н. Чекки. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|