Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Алла Шевелева
13.05.2016

«ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ В ВЕНЕЦИИ», ПО РОМАНУ Э. ХЕМИНГУЭЯ «ЗА РЕКОЙ, В ТЕНИ ДЕРЕВЬЕВ»

СМЕРТЬ В ВЕНЕЦИИ

Поклонники Мастерской Дмитрия Крымова прекрасно знают, что за фантазией создателей этого театра при всем желании угнаться невозможно. Если мастер взялся ставить роман Хемингуэя «За рекой, в тени деревьев», действие которого разворачивается в Венеции, значит, в нем не будет прямых ассоциаций, банальных сценических ходов и общих мест. Никаких голубей на площади Сан-Марко, крылатых львов, карнавалов и «гондол безмолвных гробов».

Попадая в пустое пространство зала «Манеж», словно группа туристов, зрители наблюдают, как сотрудники театра убирают мокрый пол с живописным мусором. Эксцентричная сирена с огуречной маской на лице (певица Ольга Надеждина) развлекает их ариями Пуччини, пока расставляют зрительские места. Между колонн в арках мелькает силуэт полковника Ричарда Кантуэлла (Александр Филиппенко). Загадочный город рождается на наших глазах, а вместе с тем вступают в силу театральные законы.

Увесистый том романа сжимается до сцены свидания полковника с 19-летней возлюбленной в ресторане отеля «Гритти». Сидя за накренившимся столиком у окна, герой предается воспоминаниям о двух пережитых войнах и прощается не только со своей последней любовью, но и с прожитой жизнью. Юная венецианка Рената больше слушает, чем говорит, понимая, что на нее возложена миссия – «исповедовать» возлюбленного. Публика наблюдает за парой сквозь четвертую стену, точнее – через изогнутые стекла причудливого окна.

Эти стекла-лупы позволяют сбить пафос с проникнутых излишним мелодраматизмом сцен, чуть отстраниться и обеспечивают тот самый крупный план, которого порой так не хватает спектаклям. Немолодой мачо при определенном ракурсе сквозь их призму смотрится большеголовым человечком, но благодаря им можно рассмотреть его полный теплоты взгляд, адресованный дорогому существу.

Искаженное восприятие соответствует внутреннему состоянию главного героя: полковник принял ударную дозу нитроглицерина, лихо залив его мартини. Неудивительно, что любимая девушка в его глазах троится (Мария Смольникова, Кристина Пивнева, Алина Ходжеванова), со скатерти ему улыбается изображение бывшей жены, а из-за колонн на него взирает «черный человек» в венецианской маске.

В результате карнавал смерти, в который обращается этот полуторачасовой диалог, завершается изумительным по красоте и выразительности танцем, полным тоски по ускользающей сквозь пальцы жизни и обреченности любви.

Идея, композиция и постановка  – Д. Крымов. Художник А. Боровский.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005