|
|
Ирина Алпатова
13.05.2016
«ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА – ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ», М. ГОРЬКИЙЯ – ЗВЕРЕК, И ТЫ – ЗВЕРЕК… «Васса Железнова» Максима Горького как в первом, менее политизированном варианте, так и во втором сегодня вышла на пик популярности у российских театров. Горький знал человеческую природу как никто, точнейшим образом представляя ее в своих пьесах. Эстафету горьковских постановок подхватил режиссер Владимир Бейлис, поставив в Малом театре первый вариант пьесы. Здесь невозможно выделить главную тему: их много, они близки друг другу и гармонично сплетаются в спектакле. История распадающейся семьи, матери, которая не смогла стать ее оплотом, потеря уважения к «делу», невозможность настоящей любви и вечная готовность к предательству… Эдуард Кочергин выстраивает деревянный дом, похожий на молельню, с множеством образов на задней стене. Но в этом доме нет Бога, на эти образа герои то и дело крестятся и тут же совершают поступки, близкие к смертным грехам. Дом непрочен, его стены движутся, двери хлопают, а крыши нет вовсе – летят снежинки, воет ветер… «Я – зверек, и ты – зверек…» – детская считалочка заставляет детей, собравшихся у одра умирающего отца, вспомнить прошлое. Быть может, светлое, не зря же мать, Васса (Людмила Титова), в эти минуты «слышит» потусторонние ангельские детские голоса. Сегодня же все дети – грешники. Циничная умница Анна (Полина Долинская), рожающая детей не от больного мужа, а от здорового любовника. Недалекий Семен (Алексей Коновалов), скупающий старинные иконы, чтобы перепродать, и рвущийся от семьи и «дела» в город. Увечный Павел (Станислав Сошников), несчастный и агрессивный одновременно, с ножом бросающийся на дядю Прохора Железнова (Александр Вершинин), совращающего его жену Людмилу (Ольга Абрамова). Истеричная и лицемерная Наталья (Ольга Жевакина), жена Павла. Детоубийца Липа, прижившая и удавившая ребенка от Павла. В этой семье кипят почти шекспировские страсти. Но смирить их, успокоить домочадцев, насколько это возможно, удается только Вассе – Титовой. Она играет женщину сложную, не подражая своим знаменитым предшественницам. Без истерик, тихо, порой цинично. Но сколь искренна ее боль за погубленную жизнь, неудавшихся детей, ускользающее из рук «дело», которое она-то и подняла при вечно пьяном и гуляющем муже! Ей сочувствуешь, одновременно ужасаясь многим поступкам. Ее глазами смотришь на происходящее. Эта роль – явная удача спектакля, выявляющая его многочисленные смыслы, заставляющая думать и чувствовать. Режиссер В. Бейлис. Художник Э. Кочергин. Композитор Г. Гоберник. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|