Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Лейла Гучмазова
13.05.2016

«КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА», Д.Д. ШОСТАКОВИЧ

В ТИХОМ ОМУТЕ СТРАСТИ

«Катерина Измайлова» в свое время доставила хлопот еще Шостаковичу. Опираясь на повесть Лескова, композитор следовал близкому к ее тексту либретто, так что первая версия «Катерины…» с ее жесткостью и натурализмом сцен шокировала даже самых лояльных. Шостаковичу пришлось готовить новый вариант, сглаживать острые углы, и о том, стала ли вторая версия лучшей, теоретики спорят до сих пор. Большой театр взял к постановке именно вторую, к тому же партитуру доверил молодому музыкальному руководителю театра маэстро Тугану Сохиеву, а постановку – заслуженному мэтру драматического театра Римасу Туминасу. Несмотря на разницу в возрасте и взглядах на жизнь создателей, постановка «Катерины Измайловой» получилась цельной и живой.

Очень жесткая сцена начала – работники насилуют дворовую девку – решена с предельной корректностью. Туминас не утрирует и не давит на чувства, справедливо считая, что достаточно сюжета, атмосферы, которую он мастер создавать, и музыки. Потому и эта сцена, и последующие щадят воображение. Похотливый свекор Борис Тимофеевич все-таки не распускает рук, соблазнитель скучающей Катерины Сергей остается пригожим работником, а не перегретым мачо. Туминас умеет высказаться на щекотливую тему содержательно и в нужном градусе, но не пошло. Этот же подход работает и при обрисовке психологии героев. Слабовольный муж Зиновий Борисович в этом спектакле не гротескный персонаж, а замученный страдалец, который мечется между работой, отцом и женой. А Катерина в первом действии женщина, томящаяся по любви, и грозный стратег, во втором действии – жалкая страдалица, готовая ради любимого к самопожертвованию.

Оркестр под управлением Сохиева очень точно воссоздал музыкальный образ придуманной Туминасом реальности. Музыканты играли мягко, слаженно, не позволяя себе ни малейшей чрезмерности, но с каждым звуком все больше усиливалось ощущение жути. И зрители понимали, в какой жуткий и беспросветный мир поселил Шостакович своих героев.

 

Дирижер-постановщик Т. Сохиев. Режиссер-постановщик Р. Туминас. Сценограф А. Яцовскис. Художник по костюмам М. Данилова.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005