Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Как важно быть серьезным
Ольга Фукс
12.04.2016

«ВОЛЕМИР», Ф. ГОРЕНШТЕЙН

ПАССАЖИРЫ «ПОСЛЕДНЕГО ТРОЛЛЕЙБУСА»

Евгений Каменькович любит ставить не ведомые театру тексты, а в случае с Фридрихом Горенштейном еще и следует за Петром Фоменко, который первым поставил в театре его «Детоубийцу» («Государь ты наш, батюшка»). Именно Фоменко несколько раз приносил Евгению Каменьковичу пьесу «Волемир» (она была написана по заказу Юрия Любимова, только что возглавившего Театр на Таганке), и тот каждый раз возвращал, признаваясь, что не знает, как ее ставить. Пока однажды количество возвращений к этому названию (скопившиеся машинописные экземпляры этой пьесы) не переросло в качество – премьеру.

Плановик горкомхоза Волемир Потапович (Томас Моцкус) вроде бы и пополнил собой великие ряды «маленьких человеков» русской литературы, но стоит в них особняком. Он и жертва, и какой-то фаустов перевертыш: вечно хочет блага и часто совершает невольное зло. И подсудимый, и следователь, проводящий над собой следственный эксперимент, и судья себе самому. Косноязыкий философ, собиратель камней, по которым ступала обожаемая жена Лиза (Наталья Мартынова), и разрушитель семьи, пленивший истомившуюся по любви жену соседа (Галина Кашковская и Иван Верховых), в сатиновых трусах по колено и шляпе-котелке. В этом нелепом и щемящем треугольнике есть некая «идиотская» достоевщинка (разве что советский Рогожин вместо денежных пачек соблазняет свою королеву кредитами на холодильник и стиральную машину).

Квартирка, обклеенная газетами (кажется, что ее целиком можно скомкать и выбросить), кредитный холодильник «ЗИС», в котором мерцают звезды, пляжная котлетная «Якорь», где фреска Микеланджело «Сотворение Адама» соседствует с бахромой объявлений и картонными фигурами для моментального фото – трухлявый, расползающийся по швам советский быт, сквозь который просвечивает бытие. Место встречи (да что там встречи – нерушимого союза, скрепленного хоровым пением бардов) жены и разлучницы, математика Прорезинера (Сергей Якубенко) и отставного энкавэдэшника (Степан Пьянков), на которого «в тридцать восьмом был записан наган и шелковая веревка для связывания», и прочих антиподов. Советский морок, абсурд, наваждение мало вяжутся с расхожим представлением об оттепели 1960-х (именно к этому времени относится действие пьесы), но «Волемир» точно ведет нас в чулан повеселевшего дома, где спрятаны все «скелеты» – страхи, тоска, неприкаянность человека советского, который никуда из нас не делся.

Постановка – Е. Каменькович. Сценография – М. Митрофанова. Художник по костюмам Е. Панфилова.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005