|
|
Майя Крылова
12.02.2016
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ», И. ДЕМУЦКИЙРоман «Герой нашего времени» все изучали в школе. История «лишнего человека», написанная Лермонтовым, вдохновила на балет композитора Илью Демуцкого, хореографа Юрия Посохова и режиссера (он же сценограф) Кирилла Серебренникова. Последний придал классическому танцу привкус современной театральности, а романтизму позапрошлого столетия – атмосферу сегодняшней игры с прошлым. То же сделал и композитор: его партитура полна музыкальных рефлексий. Из лермонтовского сочинения выбраны три части – «Бэла», «Тамань» и «Княжна Мери». В каждой части свой Печорин: трех героев исполняют разные солисты. Смятенный герой запутывается в отношениях с женщинами, будь то дикарка из горного аула, бедовая контрабандистка или светская дама на водах. Каждой части предпослан словесный эпиграф – усталый голос за сценой, читающий отрывки из романа. Мир выстраивается на фоне отзвуков войны (в спектакле участвуют инвалиды-колясочники, мастера спортивного танца на колясках). Мчатся наперегонки ярые танцы джигитов-коршунов. Расцветают робкие па «дикой» девочки Бэлы, которую «цивилизованный» Печорин метафорически дрессирует у балетного станка. Множатся бесшабашные «выкрутасы» контрабандистов. И льется танец светского общества, сдобренный пантомимой. Столкновение культур на Кавказе раскрыто в молитвенных «криках» муэдзина, перемежающихся православными песнопениями. Есть и столкновение времен: оно продумано в деталях, будь то зловещая надувная Старуха, из недр которой появляется контрабандист, или современные рюкзаки наряду со старинными шинелями. И невозможно забыть эпизоды, когда ночная разбойница сражается с героем в сюрреалистическом дуэте-противоборстве, или бешеный Грушницкий мечется в курортном зале меж старинных спортивных тренажеров. Тут же, на подоконниках, идет дуэль. И в этих стенах не могут прожить без Печорина две женщины – влюбленная и оскорбленная Мери в белом и суровая преданная Вера в черном. В финале три Печорина сходятся в общем танце, пытаясь собрать, но не собирая (потому что душа в вечном раздрае) парадоксальный образ человека, который равнодушен и экзальтирован одновременно. На этой щемящей ноте мы прощаемся с Печориным. И никто не знает, что случится дальше.
Хореограф-постановщик Ю. Посохов. Режиссер-постановщик, художник-постановщик К. Серебренников. Художники по костюмам Е. Зайцева, К. Серебренников. Дирижер-постановщик А. Гришанин. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|