Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Майя Крылова
12.02.2016

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ», И. ДЕМУЦКИЙ

 ТРИО ДЛЯ ПЕЧОРИНА

Роман «Герой нашего времени» все изучали в школе. История «лишнего человека», написанная Лермонтовым, вдохновила на балет композитора Илью Демуцкого, хореографа Юрия Посохова и режиссера (он же сценограф) Кирилла Серебренникова. Последний придал классическому танцу привкус современной театральности, а романтизму позапрошлого столетия – атмосферу сегодняшней игры с прошлым. То же сделал и композитор: его партитура полна музыкальных рефлексий.

Из лермонтовского сочинения выбраны три части – «Бэла», «Тамань» и «Княжна Мери». В каждой части свой Печорин: трех героев исполняют разные солисты. Смятенный герой запутывается в отношениях с женщинами, будь то дикарка из горного аула, бедовая контрабандистка или светская дама на водах. Каждой части предпослан словесный эпиграф – усталый голос за сценой, читающий отрывки из романа. Мир выстраивается на фоне отзвуков войны (в спектакле участвуют инвалиды­-колясочники, мастера спортивного танца на колясках). Мчатся наперегонки ярые танцы джигитов­-коршунов. Расцветают робкие па «дикой» девочки Бэлы, которую «цивилизованный» Печорин метафорически дрессирует у балетного станка. Множатся бесшабашные «выкрутасы» контрабандистов. И льется танец светского общества, сдобренный пантомимой.

Столкновение культур на Кавказе раскрыто в молитвенных «криках» муэдзина, перемежающихся православными песнопениями. Есть и столкновение времен: оно продумано в деталях, будь то зловещая надувная Старуха, из недр которой появляется контрабандист, или современные рюкзаки наряду со старинными шинелями. И невозможно забыть эпизоды, когда ночная разбойница сражается с героем в сюрреалистическом дуэте-­противоборстве, или бешеный Грушницкий мечется в курортном зале меж старинных спортивных тренажеров. Тут же, на подоконниках, идет дуэль. И в этих стенах не могут прожить без Печорина две женщины – влюбленная и оскорбленная Мери в белом и суровая преданная Вера в черном.

В финале три Печорина сходятся в общем танце, пытаясь собрать, но не собирая (потому что душа в вечном раздрае) парадоксальный образ человека, который равнодушен и экзальтирован одновременно. На этой щемящей ноте мы прощаемся с Печориным. И никто не знает, что случится дальше.

 

Хореограф-­постановщик Ю. Посохов. Режиссер-­постановщик, художник­-постановщик К. Серебренников. Художники по костюмам Е. Зайцева, К. Серебренников. Дирижер­-постановщик А. Гришанин.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005