|
|
Алла Шевелева
14.01.2016
«ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ», А. ПЛАТОНОВЧТО РУССКОМУ ХОРОШО, ТО НЕМЦУ – СМЕРТЬ Почти в каждой своей работе Марина Брусникина выступает первооткрывательницей, переводя на язык театра русскую прозу и поэзию, с которой если и знаком широкий зритель, то только понаслышке. На этот раз на сцене Театра под руководством Олега Табакова она выпустила спектакль по повести Андрея Платонова «Епифанские шлюзы», написанной в 1926 году в Тамбове, где писатель служил мелиоратором. По сюжету английский инженер Бертран Перри приезжает по приглашению Петра I осуществить строительство шлюзов для создания судового хода, соединяющего Оку с Доном. Главный герой планирует уложиться в срок и вернуться к невесте в Англию, но воплощение составленного им прожекта затягивается на долгие годы и в конечном счете терпит крах. Сегодня во многом автобиографическая повесть Платонова, исследующая тему тяжелого безрезультатного труда и потерю иллюзий попавшего в молох государственной машины человека, не требует дополнительных разъяснений. Другое дело – стилизованный под старославянский язык повести, который мог бы вызвать сложность в восприятии, если бы не придуманное создателями спектакля сценическое решение. Режиссер помещает зрителей в учебный класс, где старшеклассники (их играют студенты Московской театральной школы Олега Табакова) своими словами пересказывают друг другу и учителю литературы сюжет повести, попутно объясняя непонятные слова, цитируя письма писателя и отзывы его современников. Погружение в контекст произведения происходит постепенно, с течением действия незаметно стирается грань между сегодняшним днем и Петровской эпохой, школьники перевоплощаются в немецких инженеров, их учитель – в Бертрана Перри (Иван Шибанов), а главная красавица класса – в его невесту Мери (Анастасия Тимушкова). Стихия игры, в которой существуют рассказчики, дает возможность взглянуть на полную трагизма историю маленького человека с горькой усмешкой, прежде всего из-за столкновения рационального европейского подхода с полной абсурда русской ментальностью – иррациональной природой и деспотичным государством, которым не только бесполезно, но и опасно противостоять. Режиссер М. Брусникина. Художник Н. Симонов. Художник по костюмам О. Рябушинская. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|