Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ольга Серегина
18.12.2015

«СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕК», Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

БАРАБАНЫ И НЕМНОГО НЕРВНО

После ремонта старая сцена «Мастерской Петра Фоменко» открылась 40-минутным моноспектаклем Федора Малышева «Смешной человек» по рассказу Федора Достоевского «Сон смешного человека». Жанр своей постановки Малышев определил как «концертданеконцерт»: на сцене помимо его героя весь спектакль существует группа «Бесы» и их музыкальные импровизации определяют ритм и атмосферу разворачивающегося горячечного монолога смешного человека, который познал истину.
Бледный босой юноша кричит в мегафон, перекрикивая барабаны, что с детства знал, что он смешон. Потом горячечным полушепотом рассказывает о бедной девочке, которая кинулась к нему за помощью и которую он прогнал, потому что внезапно явилась идея…

Над сценой висит сияющее кольцо – не то галлюцинация, не то увеличенное дуло револьвера (его герой держит в столе своей маленькой мрачной комнаты и все не решается пустить в ход).

На заднем плане – едва различимая в стене серая лестница. Именно на ней окажется герой в своем сне, перенесшем его на райский остров. Обнаженный, сидя в позе роденовского мыслителя, «смешной человек» рассказывает об идиллии человеческой жизни, которая вся есть любовь к ближнему. О жизни, где нет ни зависти, ни страха, ни злобы, ни ревности. А только нежность, взаимное восхищение и братство. Медленно надевая вновь цивильное платье – белоснежную рубашку, жилет, брюки и сюртук, герой вздыхает: «Я развратил их всех».

В руках крошится стакан. Герой гуляет по осколкам стекла босыми ногами. И все говорит о любви и жалости, о том, как он пытался объяснить, что во всем виноват он и только он. Как над ним смеялись и хотели посадить в сумасшедший дом. И как он проснулся и постиг главную истину – «люби ближнего как самого себя». Правда, жить по этому правилу человечество так и не научилось со времен Учителя из Назарета. У нового проповедника – неврастеника и мазохиста, интроверта и истерика – тоже нет рецептов «как», но есть твердая решимость. …Один за другим уходят музыканты. Оставшись один, герой поднимается на ступеньки, залезает в светящийся лунный круг. Темнота…

Идея и постановка – Ф. Малышев. Сценография и свет – В. Фролов. Костюмы В. Курочкиной.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005