|
|
Елена Левинская
15.12.2015
«КОТ СТЫДА», Т. САПУРИНА, И. ВАСЬКОВСКАЯ, Ю. ТУПИКИНАПРОЩЕНИЯ НЕ БУДЕТ Яркое ощущение свежести спектакля – от трех отечественных «женских» пьес, сплетенных в нем воедино. Драматург-женщина в отличие от мужчины с его свойством разом схватывать целое видит мир через деталь – и так же отражает. Вроде бы частность – дела семейные. Но все три пьесы, пугающе достоверно фиксируя кровный разрыв связей по линии мать – дочь, дают при чтении мрачную картину нездоровья общества в целом. Три разные мамы, три несхожие дочери (от успешной ТВ-служащей до спивающейся оторвы), а суть одна: самые родные – самые чужие. Взгляд авторов – с позиции дочери, которая давно выросла, имеет сложный внутренний мир, но забота матери осталась на уровне инстинкта: накормить, отругать за «без шапки» – иного интереса нет; что, душа? какая душа? От дежурных, на автомате, диалогов (ну ты как? – нормально; поела? – поела) кровь стынет в жилах: узнаешь себя. Одна из героинь, навещая маму и бабушку, уворачивается от их объятий, но в тоске по родному-любимому-домашнему целует и обнимает их кота: он хотя бы молчит. Режиссер Марина Брусникина, напротив, придерживается позиции матери, делая акцент на неизбывности материнской любви к непутевым чадам. Рукой мастера из мрачных, правдивых, но несовершенных пьес без конца и начала, без осмысления причин сделан стройный, веселый (оказалось, в пьесах полно реприз!), занимательный спектакль, почти три часа летят как миг. Разрыв связей между людьми свелся к житейским неурядицам с итоговой идиллией в виде несколько искусственного финала пьесы, данной под занавес: деревенская бабка, вселившись к внучке, разрушает ее быт, отпугивает жениха, сгоняет с работы, но эта Ба (Анна Ковалева) здесь такая родная, что понятно, почему внучка просит ее остаться навсегда. Взгляд с двух позиций, дочери и мамы, дает действию нужный объем. Плюс точный прием: здесь все играют всех. Актеры легко переходят из пьесы в пьесу, меняясь до неузнаваемости. Вот Дарья Семенова – дочь, а вот она уже мать, обе страдают и обе ранят близких. Здесь Нелли Уварова – ко всему на свете глухая бабка, а здесь она – дочь, что бежит из выстуженного дома, не замечая отчаяния матери. И т. д. и т. п. Роковая преемственность, замкнутый круг. Никто не виноват, но прощения нет. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|