Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки
Rambler's Top100




Как важно быть серьезным
Елена Левинская
15.12.2015

«КОТ СТЫДА», Т. САПУРИНА, И. ВАСЬКОВСКАЯ, Ю. ТУПИКИНА

ПРОЩЕНИЯ НЕ БУДЕТ

Яркое ощущение свежести спектакля – от трех отечественных «женских» пьес, сплетенных в нем воедино. Драматург-женщина в отличие от мужчины с его свойством разом схватывать целое видит мир через деталь – и так же отражает. Вроде бы частность – дела семейные. Но все три пьесы, пугающе достоверно фиксируя кровный разрыв связей по линии мать – дочь, дают при чтении мрачную картину нездоровья общества в целом. Три разные мамы, три несхожие дочери (от успешной ТВ-служащей до спивающейся оторвы), а суть одна: самые родные – самые чужие. Взгляд авторов – с позиции дочери, которая давно выросла, имеет сложный внутренний мир, но забота матери осталась на уровне инстинкта: накормить, отругать за «без шапки» – иного интереса нет; что, душа? какая душа? От дежурных, на автомате, диалогов (ну ты как? – нормально; поела? – поела) кровь стынет в жилах: узнаешь себя. Одна из героинь, навещая маму и бабушку, уворачивается от их объятий, но в тоске по родному-любимому-домашнему целует и обнимает их кота: он хотя бы молчит.

Режиссер Марина Брусникина, напротив, придерживается позиции матери, делая акцент на неизбывности материнской любви к непутевым чадам. Рукой мастера из мрачных, правдивых, но несовершенных пьес без конца и начала, без осмысления причин сделан стройный, веселый (оказалось, в пьесах полно реприз!), занимательный спектакль, почти три часа летят как миг. Разрыв связей между людьми свелся к житейским неурядицам с итоговой идиллией в виде несколько искусственного финала пьесы, данной под занавес: деревенская бабка, вселившись к внучке, разрушает ее быт, отпугивает жениха, сгоняет с работы, но эта Ба (Анна Ковалева) здесь такая родная, что понятно, почему внучка просит ее остаться навсегда.

Взгляд с двух позиций, дочери и мамы, дает действию нужный объем. Плюс точный прием: здесь все играют всех. Актеры легко переходят из пьесы в пьесу, меняясь до неузнаваемости. Вот Дарья Семенова – дочь, а вот она уже мать, обе страдают и обе ранят близких. Здесь Нелли Уварова – ко всему на свете глухая бабка, а здесь она – дочь, что бежит из выстуженного дома, не замечая отчаяния матери. И т. д. и т. п. Роковая преемственность, замкнутый круг. Никто не виноват, но прощения нет.

Режиссер М. Брусникина. Художник Н. Симонов. Художник по костюмам О. Поликарпова.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005