Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Елена Левинская
16.11.2015

«СКАЗКИ ПУШКИНА»

ФРЕЙДУ БЫ ПОНРАВИЛОСЬ

Оставьте при себе смешную банальность «Это не Пушкин!». Это Роберт Уилсон, всемирно признанный гений формы, с помощью выверенных до микрона света, цвета, звука, ритма, пластики выводящий наружу игры нашего подсознания. Что знаем мы про Пушкина, когда и себя толком не знаем? Перед нами не инсценировка сказок, а взгляд за их пределы, источник, их породивший, – тщетная тяга человека «приручить» потустороннее. Это сквозит в картонности черно-белых фигур посреди пустоты Космоса (щелчок – и они уже тени) и в древней звериной пластике, в сумасшествии набеленных, с кружочками кукольного румянца лиц, отмеченных гротескной крайностью эмоции. И в том, как из растянутых ярких ртов внезапно и невпопад, как прорыв некой тайной сущности, вдруг высовываются трепещущие языки-жала. Даже в перестановках, в том, как одна картинка превращается в другую на фоне геометрии задника, уподобленного чистому листу (бесконечности), угадывается все та же тщета примирить плоть и душу, реальное и сверхъ­естественное.

Отсылки визуального ряда к Мейерхольду, Таирову, Малевичу – дань памяти русскому формализму. Но, кланяясь коллегам, Уилсон гнет свое: двухчасовое действие медитативно движется от Эроса к Танатосу. В прологе у Шамаханской царицы «с раскосыми и жадными очами» в одной руке Лебедь белая (любовь), в другой – нож-тесак (смерть). «Сказку о рыбаке и рыбке», где Старуха, пройдя через иллюзорные искушения, обретает счастье со Стариком, и последующую любовно разрешившуюся «Сказку о царе Салтане» сменяет трагическая «Медведиха». Настает черед темных сил, вызванных бессознательным влечением человека к смерти: Поп и Балда затевают опасные игры с преисподней, героев «Золотого петушка» настигает зловещий рок.

Между небом и землей – верхом и низом – беспечно сидит на ветке дуба «наше все». Румяное солнце в цилиндре и бакенбардах. Один из первых артистов страны, имея мастерство «в кармане», Евгений Миронов пошел в ученики, привив себе и присным другую эстетику (по сути, вернул домой нашу же, когда-то отринутую). И как играют актеры! Со временем они будут обретать все большую свободу в жестко заданной непривычной «кукольной» роли. Смелая открытость новому – единственно верная стратегия, как результат – зрелище мирового уровня.

Постановка, сценография, свет – Р. Уилсон. Музыка CocoRosie.

 



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005