Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Странная история 2
Валерия Гуменюк
16.11.2015

«ЧЕЛОВЕК ИЗ РЕСТОРАНА», И. ШМЕЛЕВ

 ИСПОВЕДЬ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА

Повесть Ивана Шмелева «Человек из ресторана», написанная чуть больше 100 лет назад, – благодатный материал для постановки, особенно на хорошего артиста. Само произведение, в сущности, представляет собой огромный монолог главного героя – официанта Якова Софроныча Скороходова, всю жизнь прослужившего в ресторане. В театре «Сатирикон» эту повесть поставил молодой режиссер Егор Перегудов. Скороходова играет Константин Райкин, но это отнюдь не моноспектакль, хотя «Человек из ресторана» с первых же минут подкупает своей задушевностью, негромкими нотами доверительного разговора.

Сценография Владимира Арефьева аскетична, но весьма выразительна: квартиру Скороходова отделяют от пространства ресторана две стены рыже-коричневого цвета с проемами, расположенные под углом друг к другу. Там, за стенами, питейное заведение, куда постоянно приходят посетители и где царит суета. Через арки-проемы из хаотичного, враждебного Якову Софронычу мира приходят клиенты ресторана, полицейские и должностные лица. Смешные и грустные события, происходящие в ресторане, служат своеобразным комментарием к истории жизни Скороходова.

Константин Райкин в этой роли ведет рассказ о нехитрой жизни маленького человека, официанта, тихо, почти без эмоций перебирая радости и невзгоды своего героя. Он словно исповедуется в личных тяготах – заботе о детях (сын стал революционером, дочь соблазнил и бросил заведующий магазином), жене, скудном быте. Удивительна пластика актера – сплав ловких жестов опытного официанта-профессионала и стесненных движений робкого человека, цепенеющего перед сильными мира сего. Такая подробная, сдержанная игра открывает публике новые глубины в таланте Константина Райкина. Величайший характерный артист, в этом спектакле он покоряет зрителя предельно достоверным, почти документальным существованием, искренностью взгляда и проникновенностью интонаций. Роль Скороходова можно назвать безусловной победой актера, сыгравшего маленького, но благородного человека с большим сердцем.

Режиссер­-постановщик Е. Перегудов. Художник В. Арефьев.

 

 



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005