Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки
Rambler's Top100




Как важно быть серьезным
Валерия Гуменюк
16.11.2015

«ЧЕЛОВЕК ИЗ РЕСТОРАНА», И. ШМЕЛЕВ

 ИСПОВЕДЬ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА

Повесть Ивана Шмелева «Человек из ресторана», написанная чуть больше 100 лет назад, – благодатный материал для постановки, особенно на хорошего артиста. Само произведение, в сущности, представляет собой огромный монолог главного героя – официанта Якова Софроныча Скороходова, всю жизнь прослужившего в ресторане. В театре «Сатирикон» эту повесть поставил молодой режиссер Егор Перегудов. Скороходова играет Константин Райкин, но это отнюдь не моноспектакль, хотя «Человек из ресторана» с первых же минут подкупает своей задушевностью, негромкими нотами доверительного разговора.

Сценография Владимира Арефьева аскетична, но весьма выразительна: квартиру Скороходова отделяют от пространства ресторана две стены рыже-коричневого цвета с проемами, расположенные под углом друг к другу. Там, за стенами, питейное заведение, куда постоянно приходят посетители и где царит суета. Через арки-проемы из хаотичного, враждебного Якову Софронычу мира приходят клиенты ресторана, полицейские и должностные лица. Смешные и грустные события, происходящие в ресторане, служат своеобразным комментарием к истории жизни Скороходова.

Константин Райкин в этой роли ведет рассказ о нехитрой жизни маленького человека, официанта, тихо, почти без эмоций перебирая радости и невзгоды своего героя. Он словно исповедуется в личных тяготах – заботе о детях (сын стал революционером, дочь соблазнил и бросил заведующий магазином), жене, скудном быте. Удивительна пластика актера – сплав ловких жестов опытного официанта-профессионала и стесненных движений робкого человека, цепенеющего перед сильными мира сего. Такая подробная, сдержанная игра открывает публике новые глубины в таланте Константина Райкина. Величайший характерный артист, в этом спектакле он покоряет зрителя предельно достоверным, почти документальным существованием, искренностью взгляда и проникновенностью интонаций. Роль Скороходова можно назвать безусловной победой актера, сыгравшего маленького, но благородного человека с большим сердцем.

Режиссер­-постановщик Е. Перегудов. Художник В. Арефьев.

 

 



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005