|
|
Ольга Фукс
16.09.2015
«ВСЕ ОТТЕНКИ ГОЛУБОГО», В. ЗАЙЦЕВ
ЦЕНА ПРЕДАТЕЛЬСТВА
Пьеса Владимира Зайцева «Все оттенки голубого», победившая на «Любимовке», могла так и остаться событием лабораторного масштаба, если бы не попала к Константину Райкину, который пошел ва-банк. Режиссер, всю жизнь предпочитавший покорять эвересты классики и обращаться к вечным вопросам, бесстрашно развернулся на сто восемьдесят градусов – лицом к шквальному ветру современности, с ее агрессией и нетерпимостью, мракобесием и запретами. И выбрал для этого одну из самых болезненных тем – отношение общества к гомосексуалистам. Пьеса не просто отражает – она сканирует действительность, и в ее основе – реальные события. Субтильный подросток осознает, что он гей, и признается в этом родителям, когда те решили развестись, – тоже идет ва-банк в отчаянной попытке спасти семью. Развод отложен, и родители, военный и кадровичка, вместе с бабушкой бросаются «спасать ребенка», как умеют, – с помощью искусства, имитации семейного благополучия, услуг проститутки и экстрасенса-бесогона и, наконец, наркологической клиники. Типичный случай. Форма отстраненной читки в прологе демонстративно отбрасывается: актеры разлетаются по сцене, как подброшенные листы, – выходят из тесных рамок лаборатории и примеряют новую драму на большую сцену, а страшный конфликт – на себя. Спектакль летит как пожар – через юмор, социальную иронию, бытовуху, трагедию, мелодраму – к финалу, в котором только самый крепкий оптимист увидит надежду. Мальчика по фамилии Бекетов (в остром, нервном исполнении Никиты Смольянинова) драматург оставил без имени: убиенная душа, эмбрион, человек, которому не дали состояться и обрести себя. Но эта напрасная, жестокая жертва производит тектонический сдвиг в сознании родителей. Агриппина Стеклова и Олег Тополянский (в очередь с Владимиром Большовым) не играют даже, а выносят приговор ограниченности и трусости перед неизведанным отца-военного, бесправию бессильной матери, по сути сдавшей своего ребенка. А собственно «голубая» тема оказывается только одним из поводов предать свое продолжение, свое будущее. И цена за такое предательство всегда будет безмерной.
Режиссер-постановщик К. Райкин. Художник Д. Разумов.
См. также:
|
|
|