|
|
Ирина Алпатова
03.09.2015
«МЕФИСТО»
ЗАТКНИСЬ, АКТЕР!
Этот сюжет знаком публике по одноименному фильму Иштвана Сабо с Клаусом-Марией Брандауэром в заглавной роли. И по роману Клауса Манна, конечно, инсценировку которого для нынешней постановки в МХТ сделал режиссер спектакля Адольф Шапиро. Впрочем, сюжет на тему «художник и власть» – из категории вечных. Сегодня же Шапиро не столько исследует этот процесс с точки зрения человеческой и актерской психологии, сколько констатирует факт: при любом тоталитарном режиме искусство будет поставлено на службу идеологии, дабы придать ей высокие смыслы. Художник Мария Трегубова весь первый акт «Мефисто» строит на игре занавесов, которые то выдвигают актеров на авансцену, закрываясь за их спинами, то пускают в глубины закулисья, где жизнь и театр переплетаются. А во втором действии сцена кажется огромной и пустой, как площадь (разве что софиты в огромном количестве угрожающе нависают над головами актеров) – на этой сцене-площади уже творится история. В роли актера-конформиста Хендрика Хефгена, способного поступиться принципами ради карьеры (но и ради искусства тоже), на мхатовскую сцену выходит харизматичный Алексей Кравченко. Крепко сбитый и непосредственный, он совсем не похож на мучимого совестью интеллигента. Нет, здесь это талантливый парень из низов, непосредственный, до поры наивный, сумевший выбиться в люди. Рефлексия – не его конек, да и Мефистофель скорее любимая роль, нежели образ для подражания. Но он противоречив, этот Мефисто – Кравченко. Легко предает любимых женщин, жену Барбару (Юлия Снигирь) и любовницу Джульетту (Елизавета Мартинес Карденас), забывает об идеях «революционного театра», в осуществление которого совсем недавно бросался с неподдельным энтузиазмом. А вот политически неблагонадежных друзей актеров, Отто (Артем Быстров) и Микласа (Андрей Бурковский), настойчиво спасает от опалы, добиваясь аудиенции у Генерала-нациста (Николай Чиндяйкин). Ради новых спектаклей и должностей (директора государственных театров), например, готов выступать с пламенными речами в духе Третьего рейха. Вот только финал будет страшен: «Заткнись, артист!» – походя оборвет его Генерал, словно сбрасывая с фантомного пьедестала властителя умов и возвращая на свое, не слишком почетное с точки зрения властей место. Этот спектакль и сегодня бьет точно в цель – проблем и умонастроений общества, не только театрального.
Режиссер А. Шапиро. Сценография М. Трегубовой.
См. также:
|
|
|